ЭП

Документ подписан электронной подписью
26.02.2021, Вакулина Галина Юрьевна, директор
Ключ электроннй подписи

 

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«Красносулинский колледж промышленных технологий»

 

 

 

Рассмотрено

на заседании Совета колледжа

протокол №__

от «___»_________20 _ г.

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБПОУ РО «ККПТ»

 

___________ Г. Ю. Вакулина

 «___» _____________20 ___ г.

ПОЛОЖЕНИЕ

 о мониторинге уровня сформированности общих и профессиональных компетенций обучающихся по специальностям, рабочим профессиям ГБПОУ РО «Красносулинский колледж промышленных технологий»

 

  1. Общие положения
    1. Данное Положение разработано на основе и в соответствии со следующими нормативными документами:
  • Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 г. № 464 «Об утвержде­нии Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;
  • Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования по специальности (ФГОС СПО);
  • нормативными документами Министерства общего и профессионального образования РО;
  • приказами и распоряжениями директора ГБПОУ РО «ККПТ».
    1. Положение о мониторинге уровня сформированности компетенций специалиста по результатам освоения ППССЗ и ППКРС СПО предназначено для введения единых подходов к организации процесса мониторинга, реализуемого в образовательном учреждении.
    2. Положение определяет цели, задачи, показатели, инструментарий, функциональную схему, организационную структуру, порядок проведения мониторинга.
    3. Положение регулирует процесс мониторинга уровня сформированности компетенций специалиста по программам ФГОС СПО с точки зрения его содержания и формы реализации процесса в целях создания условий, позволяющих эффективно организовывать, поддерживать и корректировать реализацию ППССЗ, ППКРС, обеспечивать преемственность в проведении мониторинга качества освоения учебных дисциплин и профессиональных модулей, повышать качество подготовки высококвалифицированных специалистов.
    4. Содержание мониторинга должно соответствовать требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессио­нального образования, отражая степень освоения профессиональных действий но специальности.
    5. Мониторинг сформированности компетенций обучающихся предусматривает организацию процедур диагностики, прогнозирования, контроля и коррекции образовательного процесса.
    6. Субъектами мониторинга являются обучающиеся в ходе освоения основной профессиональной образовательной программы СПО.
    7. Объектом мониторинга является процесс освоения основной профессиональной образовательной программы СПО.
    8. Предметом мониторинга являются общие и профессиональные компетенции обучающихся, формируемые в рамках учебных дисциплин и профессиональных модулей.
    9. Уровень сформированности компетенций является показателем качества подготовки специалистов.
    10. Требования Положения являются едиными и обязательными в образовательной деятельности ГБПОУ РО «Красносулинский колледж промышленных технологий» (далее – Колледж).

 

  1. Цель и задачи мониторинга

 

    1. Целью мониторинга является создание информационных условий для формирования целостного представления о состоянии и изменениях уровня сформированности компетенций обучающихся в ходе освоения основной профессиональной образовательной программы СПО.
    2. Задачами мониторинга являются:
  • определение и обоснование параметров уровня сформированности компетенций специалиста;
  • создание банка оценочных материалов;
  • создание условий, позволяющих эффективно организовывать и поддерживать процесс мониторинга, обеспечивать преемственность в процедурах мониторинга;
  • разработка методов и систематизация инструментария мониторинга;
  • своевременное выявление динамики и основных тенденций в формировании компетенций будущего специалиста по программам СПО;
  • информатизация процесса мониторинга: создание программного обеспечения (программного продукта) интерпретации результатов мониторинговых исследований, формирование базы данных личных достижений обучающихся.

 

  1. Функции мониторинга

 

    1. Анализ внедрения компетентностного подхода в образовательный процесс:
  • мониторинг содержания развития материально-технической базы и вне­дрения профессиональных пакетов прикладных программ в образовательный процесс;
  • мониторинг реализации профессиональной образовательной программы;
  • мониторинг развития кадрового потенциала.
    1. Разработка процедуры проведения мониторинга сформированности компетенций обучающихся.
    2. Диагностирование уровня сформированности компетенций обучающихся.
    3. Определение динамики сформированности компетенций обучающихся.
    4. Разработка корректирующих мероприятий.

 

  1. Принципы мониторинга

 

    1. Принцип социально-нормативной обусловленности предполагает, что информация мониторинга отражает уровень и качество реализации требований ФГОС СПО и работодателей.
    2. Принцип научности отражает систему научных форм, методов и средств получения информации.
    3. Принципы непрерывности, целостности и преемственности обеспе­чиващих технологичность процесса мониторинга.
    4. Принцип коммуникативности предполагает, что информация мони­торинга является условием для общения между субъектами образовательного процесса.
    5. Принцип информативной интегративности предполагает равнодос­тупность всех участников мониторинга к информации.

 

  1. Формы мониторинга

 

Целесообразным является применение трех основных форм мониторинга:

    1. Стартовый мониторинг осуществляет диагностику возможностей обучающихся, важных для успешного профессионального становления буду­щего специалиста, его интересов, склонностей, особенностей мотивации. Стар­товый мониторинг необходимо проводить сразу же после зачисления обучаю­щихся в Колледж, еще до начала занятий, чтобы преподаватели, непосредствен­но работающие с обучающимися, имели четкое представление об исходном уровне подготовленности обучающихся к овладению профессией.

Текущий мониторинг (экспресс-диагностика) применяется для опре­деления уровня профессионального развития в течение всего времени обучения. На основе полученных данных строятся учебные занятия, проектируются учебные задачи и ситуации, проводятся корректирующие действия в случае необходимости.

    1. Финишный мониторинг позволяет определить уровень сформированности социально-профессиональных знаний, навыков и умений, профессиональных компетенций.

 

  1. Методы мониторинга

 

    1. Методы сбора данных: педагогическое наблюдение; педагогические беседы и интервьюирование; анкетирование; педагогический эксперимент; педагогический анализ ситуаций, фактов; педагогический консилиум (групповой экспертный анализ); экспертные оценки; анализ педагогической документации; самонаблюдение, самоотчет, самоанализ; выявление, анализ, обобщение педа­гогического оны га; сравнительно-педагогический метод.
    2. Методы мониторинга сформированности общих компетенций: на­блюдение, собеседование, анкетирование, метод тестовых ситуаций, тестирование, опрос.
    3. Методы мониторинга сформированности профессиональных компетенций: текущий контроль, промежуточная аттестация с учетом практикоориентированной направленности, анализ результатов учебно- профессиональной деятельности.
    4. Методы обработки данных: количественные и качественные.
    5. Методы интерпретации н оценки данных: теоретический, сравнительный, структурный, системный, апробационный.

 

  1. Методическое сопровождение мониторинга

 

    1. Методическое сопровождение мониторинга сформированности компетенций представлено комплексом административно-плановых, учебных и методических документов, необходимых для эффективного осуществления оценочных процедур процесса подготовки специалистов на компетентностной основе в соответствии с требованиями ФГОС СПО.
    2. Методический комплекс оценочных средств качества подготовки специалиста по основным профессиональным образовательным программам ФГОС СПО разрабатывается преподавателями, мастерами производственного обучения; обсуждается на заседаниях предметно - цикловых комиссий Колледжа по профилям подготовки; согласовывается с работодателями; утверждается методическим советом Колледжа.
    3. Основными компонентами методического комплекса по сопровождению мониторинга являются: циклограмма мониторинга дисциплины или профессионального модуля; технологические карты мониторинга дисциплины или профессионального модуля; карты учета успеваемости обучающихся по выпол­нению практических, лабораторных работ, практическому обучению (индивидуальные карты учета успеваемости), комплект контрольно-оценочных средств по учебным дисциплинам и профессиональным модулям; паспорт контрольно­оценочных средств; пакет контрольно-измерительных материалов; паспорт ко н тро ьно- измерительных материалов.

 

  1. Организация мониторинга уровня сформированностн компетенций специалиста по программам ФГОС СПО

 

8.1.  Практическая реализация системы мониторинга уровня сформированности компетенций специалиста по программам ФГОС СПО и периодичность ее процедур осуществляется в соответствии с циклограммой контроль¬ных точек мониторинга.

8.2.  Циклограмма контрольных точек мониторинга по программам ФГОС СПО включает входной контроль, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

8.3.  Интерпретация результатов мониторинга производится в терминах степени достижения целей модульной программы путем сравнения зафиксированного состояния с запланированным.

9.     Система оценки уровня сформированности компетенции специалиста но программам ФГОС СПО

9.1.  Оценка сформированности компетенций является уровневой. Под уровнем сформированности компетенций понимается степень их выраженности, проявляющаяся в умении реализовывать профессиональные действия и социальной активности.

9.2.  Уровень освоения компетенций является измеряемым показателем и количественной характеристикой подготовленности обучающегося.

9.3.  Оценка уровня сформированности компетенций осуществляется по идентификаторам.

Идентификатор является многомерным измерением и формулируется в терминах результатов деятельности или задач профессионального модуля.

9.4.  Разработку идентификаторов уровня сформированности компетенций специалистов осуществляют преподаватели предметно-цикловых комиссий Колледжа совместно с работодателями на основании требований ФГОС СПО и работодателей.

9.5.  Показатель уровня сформированности компетенции - это количественное выражение совокупности идентификаторов. Данный показатель определяется как процент освоения конкретного вида деятельности, полученный по методикам шкалирования с учетом сложности и важности операций задания.

9.6.  Параметрами оценки являются: теоретический компонент (совокупность знаний), практический компонент (комплекс умений и навыков), рефлексивный компонент (анализ собственной деятельности) в соответствии с требованиями ФГОС СПО и запросами работодателей.

9.7.  Для проведения контрольных мероприятий мониторинга используются производственные н иные задания на создание модельной, проблемной ситуации и проверку способности испытуемого действовать в ней.

9.8.  При компеген'1 постом подходе традиционные формы и методы мониторинга дополняются демонстрацией выполнения заданий.

    1. Все оценки степени овладения компетенцией даются в процентах к абсолютно правильному, рациональному и обоснованному.
    2. Результаты оценивания фиксируются в оценочной ведомости.
    3. Контроль содержания и качества процесса мониторинга и анализ уровня сформированности компетенций специалиста возлагается на методическую службу колледжа.
    4. Оценка качества освоения основной профессиональной образова­тельной программы включает текущий контроль знаний, промежуточную и го­сударственную итоговую аттестацию обучающихся.
    5. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППССЗ, ППКРС (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (и итоговой) аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после пред­варительного положительного заключения работодателя.
    6. Оценка качества подготовки обучающихся, обучающихся и выпуск­ников осуществляется в двух основных направлениях:
  • оценка уровня освоения дисциплин;
  • оценка уровня сформированности общих и профессиональных компетенций обучающихся.
    1. Учебные дисциплины и профессиональные модули, в т.ч. введенные за счет часов вариативной части ППССЗ, ППКРС, являются обязательными для аттестации элементами ППССЗ, ППКРС, их освоение завершается одной из форм промежуточ­ной аттестации:
  • по дисциплинам общеобразовательного цикла - дифференцированный зачет или экзамен;
  • по дисциплинам общепрофессионального цикла - зачет, дифференцированный зачет, экзамен;
  • по составным элементам программы профессионального модуля: по МДК - дифференцированный зачет или экзамен, по учебной и производствен­ной практике — дифференцированный зачет проводится по усмотрению образовательной организации при соблюдении ограничений на количество экзаменов, дифференцированных зачетов и зачетов;
  • по профессиональным модулям обязательная форма промежуточной аттестации - экзамен квалификационный/квалификационный экзамен
    1. Промежуточная аттестация в форме экзамена проводится в день, ос­вобожденный от других форм учебной нагрузки. Промежуточная аттестация в форме зачета или дифференцированного зачета проводится за счет часов, отве­денных на освоение соответствующего модуля или дисциплины.

Организация экзамена квалификационного/ квалификационного экзамена по профессиональному модулю осуществляется па основе комплекта контрольно-оценочных средств для экзамена (квалификационного), разработанного преподавателями профессионального модуля, одобренного на заседании ПЦК, согласованного с работодателем, утвержденного заместителем директора по учебной работе ГБОУ РО «ККПТ».

    1. Уровень освоения учебных дисциплин обучающимися определяется следующими оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», «зачтено», «не зачтено».

Оценки "отлично" заслуживает обучающейся, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и ознакомившийся с дополнительной литературой, рекомендованной программой.

Оценки "хорошо" заслуживает обучающейся, обнаруживший полное знание учебного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Оценка "хорошо" выставляется обучающимся, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности.

Оценки "удовлетворительно" заслуживает обучающейся, обнаруживший знания основного учебного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомых с основной литературой, рекомендованной программой. Оценка "удовлетворительно" выставляется обучающимся, допустившим погрешности в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.

Оценка "неудовлетворительно" выставляется обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой знаний. Оценка "неудовлетворительно" ставится учащемся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании ССУЗа без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.

    1. Результатом освоения профессионального модуля является готов­ность обучающегося к выполнению вида профессиональной деятельности. Итогом экзамена квалификационного является однозначное решение: «вид профессиональной деятельности освоен / не освоен».
    2. Аттестация но итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
    3. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающемся компетенций при изучении теоретического материала и прохождении практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по специальности, характеристики с мест прохождения преддипломной практики.

9.22. Государственная (итоговая) аттестация может включать подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект), подготовку и защиту выпускной практической квалификационной работы и письменной экзаменационной работы, демонстрационный экзамен.

Обязательное требование - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.

 

  1. Оформление результатов мониторинга

 

10.1. Организационная структура мониторинга включает в себя три уровня: преподаватель/мастер производственного обучения, предметно-цикловые комиссии и образовательное учреждение.

10.2. Информация по результатам мониторинга собирается, структурируется, анализируется и хранится на каждом уровне.

10.3. Информация по образовательному учреждению хранится в соответствующих унифицированных базах данных, которые позволяют осуществить автоматизированный расчет показателей мониторинга.

10.4. По результатам анализа мониторинга издаются информационно - аналитические материалы (сборники) о состоянии и динамике сформированости компетенций специалистов.