ЭП

Документ подписан электронной подписью
28.03.2022 09:16, Вакулина Галина Юрьевна, Директор колледжа
Ключ электроннй подписи

 

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«Красносулинский колледж промышленных технологий»

 

 

 

 

Рассмотрено

на заседании Совета колледжа

протокол №__

от «___»_________20 _ г.

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель профсоюзного комитета

ГБПОУ РО «ККПТ»

__________________________

«___»______________20_ г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБПОУ РО «ККПТ»

 

___________ Г. Ю. Вакулина

 «___» _____________20 _ г.

 

Положение об организации обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Ростовской области  «Красносулинский колледж промышленных технологий»

 

  1. Общие положения.

 

    • положение является нормативным правовым документом, регламентирующим порядок организации обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ГБПОУ РО «Красносулинский колледж промышленных технологий» (далее - колледж), обеспечивает реализацию прав студентов из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение среднего профессионального образования и социальной адаптации в образовательной среде колледжа.
    • положение разработано на основе следующих документов:
  • Конституция Российской Федерации;
  • Конвенция о правах инвалидов, принятая резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года;
  • Стандартные  правила  обеспечения   равных  возможностей  для  инвалидов, принятые резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1993 года;
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.

№ 273-ФЗ с изменениями и дополнениями;

  • Федеральный закон «О социальной защите инвалидов» от 24.11.1995 г. №181-ФЗ;
  • Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от

03.05.2012г. № 46-ФЗ с изменениями и дополнениями;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» с изменениями и дополнениями;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 968 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования»;
  • Приказ Министерства труда России от 19 ноября 2013 года № 685н «Об утверждении основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности»;
  • Письмо Минобрнауки РФ от 18.03.2014 г. № 06-281 "Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ПОО, в том числе оснащённости образовательного процесса";
  • Устав Колледжа;
  • Локальные нормативные акты.

Основные понятия, используемые в положении.

Абилитация - (лат. abilitatio; от лат. Habilis - удобный, приспособительный) — это лечебные и/или социальные мероприятия по отношению к инвалидам или морально подорванным людям (осуждённым и проч.), направленные на адаптацию их к жизни. В более широком смысле слова, абилитация — подготовка к какому-либо роду деятельности. Также абилитация это система лечебно-педагогических мероприятий, направленных на предупреждение и лечение патологических состояний у детей раннего возраста (еще не адаптировавшихся к социальной среде), приводящих к утрате возможности трудиться, учиться и быть хорошо адаптированным к жизни в обществе.

Адаптированная образовательная программа среднего профессионального образования - программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих или программа подготовки специалистов среднего звена, адаптированная для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Индивидуальная   программа   реабилитации    (ИПР)    инвалида    - разработанный на основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Реабилитация - комплекс медицинских, педагогических, психологических и иных видов мероприятий, направленных на максимально возможное восстановление или компенсацию нарушенных, или полностью утраченных, в результате болезни или травмы, нормальных психических и физиологических функций (потребностей) человеческого организма, его трудоспособности. Примеры потребностей: быть здоровым, двигательная активность, свобода передвижения, самостоятельность действий, общение с людьми, получение необходимой информации, самореализация через трудовую и иные виды деятельности.

                   Ребенок-инвалид – категория, устанавливаемая инвалидам в возрасте до 18 лет.

Специальные условия для получения образования - условия обучения, воспитания и развития    обучающихся    инвалидов    и     обучающихся          с ограниченными возможностями  здоровья,  включающие в   себя использование    специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников,   учебных   пособий   и    дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных    занятий,    обеспечение доступа   в здания       организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Специальные условия для получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя:

  • использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,
  • использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
  • предоставление услуг педагога - психолога оказывающего обучающимся необходимую помощь в создании благоприятного психологического климата, формировании условий, стимулирующих личностный и профессиональный рост, обеспечении психологической защищённости обучающихся, поддержке и укреплении их психического здоровья.

В целях доступности получения среднего профессионального образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению (при наличии студентов с ОВЗ данного типа и нуждающихся в создании специальных условий) обеспечивается адаптация официального сайта образовательной организации в сети Интернет.

Участники образовательного процесса с инклюзивным обучением - обучающиеся инвалиды и лица с ОВЗ, а также обучающиеся, не имеющие таких ограничений, педагогические работники учреждения, в том числе педагоги-психологи, социальные педагоги, а также, при необходимости, сурдопереводчик; медицинский работник, родители (законные представители).

    • и сокращения, используемые в положении: АСУ - автоматизированная система управления;

ИПРА - индивидуальная программа реабилитации и абилитации;

ОВЗ - ограниченные возможности здоровья;

СПО - Среднее профессиональное образование;

ФГОС - Федеральный государственный образовательный стандарт.

 

    • колледже реализуется организационная модель инклюзивного образования, обеспечивающего полную образовательную интеграцию - обучение в совместной образовательной среде инвалидов, лиц с ОЗ, и лиц, не имеющих ограничений по здоровью, посредством обеспечения инвалидам и лицам с ОЗ специальных условий обучения/воспитания и социальной адаптации, не снижающих в целом качество образовательных услуг для лиц, не имеющих ограничений по здоровью. Обучение и воспитание инвалидов и лиц с ОЗ осуществляется в едином потоке с нормально развивающимися сверстниками.

Под специальными условиями обучения понимается реализация индивидуальных образовательных программ, адаптированных образовательных программ и методов развития и обучения, обеспечение учебниками, учебными пособиями, дидактическими и наглядными материалами, применение индивидуальных технических средств развития и обучения и доступность среды обучения, а также психолого-педагогическое, медицинское, социальное и иное сопровождение, необходимое обучающимся инвалидам, лицам с ОВЗ для получения образования в соответствии с их способностями и психофизическими возможностями в целях развития, социальной адаптации, интеграции в общество, овладения профессией.

  1. Цель, задачи и принципы инклюзивного образования.
    • инклюзивного образования – обеспечение доступа к качественному профессиональному образованию инвалидов, лиц с ОВЗ, необходимого для их максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество.

Задачи инклюзивного образования:

  • создание условий, необходимых для получения профессионального образования инвалидами и лицами с ОВЗ, их социализации и адаптации;
  • создание адекватной возможностям обучающихся с ОВЗ образовательной среды;
  • повышение уровня доступности среднего профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ;
  • повышение качества профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ;
  • формирование индивидуальной образовательной траектории для обучающегося инвалида или обучающегося с ОВЗ;
  • освоение обучающимися образовательных программ подготовки квалифицированных рабочих и служащих и специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО;
  • создание эффективной системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся;
  • формирование толерантной социокультурной среды.

Принципы:

  • добровольность участия в образовательном процессе и внеучебной деятельности инвалидов, лиц с ОВЗ с согласия родителей (законных представителей);
  • опора на интегративный студенческий коллектив обучающихся с ОВЗ и лиц, не имеющих инвалидность;
  • опора на собственную целенаправленную активность студентов с ОВЗ в профессионально-образовательной сфере;
  • учет индивидуально-педагогических характеристик реабилитационного потенциала студентов с ОВЗ;
  •   направленность на всестороннюю социальную реабилитацию инвалидов;
  • непрерывность реабилитационно-педагогической поддержки студентов с ограниченными возможностями здоровья в рамках образовательного процесса;
  • создание адаптированной среды, позволяющей обеспечить полноценное включение обучающихся инвалидов, лиц с ОВЗ в образовательный процесс, их личностную самореализацию;
  • создание материально-технических условий для беспрепятственного доступа обучающихся инвалидов, лиц с ОВЗ к получению ими профессионального образования;
  • готовность педагогических кадров к работе с обучающимися инвалидами, лицами с ОВЗ в рамках инклюзивного образования;
  • информационная открытость.

 

  1. Направления деятельности колледжа по организации среднего профессионального образования студентов-инвалидов и лиц ОВЗ.

Нормативное обеспечение:

  • разработка локальной нормативно-правовой базы функционирования системы инклюзивного образования в колледже.

Создание безбарьерной архитектурной среды в колледже для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ:

  • обеспечение доступности прилежащих территорий;
  • обеспечение доступности входных путей и путей перемещения внутри здания колледжа;
  • обеспечение   наличия  специально  оборудованных санитарно-гигиенических помещений;
  • обеспечение наличия специальных мест в аудиториях;
  • обеспечение доступности мест отдыха и занятий спортом.

Материально-техническое обеспечение:

  • обеспечение наличия аппаратуры мультимедиа и других технических средств для студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ;
  • обеспечение наличия компьютерной техники со специальным программным обеспечением;
  • обеспечения      наличия      технических      средств      для      обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • обеспечение адаптации официального сайта колледжа в сети «Интернет» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению.

Использование дистанционных образовательных технологий:

  • организация дистанционной подачи заявления о приеме на обучение;
  • организация электронного обучения.
  • организация доступа к информационно-коммуникационным технологиям и системам, включая Internet.

Сопровождение образовательного процесса:

      •  
  • формирование комфортной психологической среды;
  • снятие психологических барьеров в общении с окружающими;
  • адаптация     студентов-инвалидов     и      лиц      с ОВЗ к социуму;
  • осуществление работы с обучающимися, имеющими ОВЗ, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации (ИПРА).

Социальное:

  • повышение         просвещенности       участников образовательных отношений в вопросах инвалидности и ограниченных возможностей здоровья;
  • воспитание уважительного отношения к правам инвалидов и обучающихся с ОВЗ.

Медицинско - оздоровительное:

  • адаптация дисциплины «Физическая культура» и спортивного оборудования под нужды и возможности обучающихся с ОВЗ.

Волонтерская помощь:

  • обучение        добровольцев       (волонтеров)       моделям        работы       со студентами-инвалидами и лицами с ОВЗ;
  • привлечение волонтеров к работе со студентами-инвалидами и лицами с ОВЗ.

Программно-методическое:

  • разработка методических рекомендаций по формированию индивидуальных образовательных маршрутов в соответствии с образовательными потребностями студентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

-    разработка   адаптированных

образовательных   программ,

учитывающих

особенности    ограничений   по

потребности).

состоянию    здоровья   (при

возникновении

Организация трудоустройства выпускников-инвалидов и лиц с ОВЗ:

  • презентации и встречи работодателей со студентами старших курсов;
  • организация  производственных  практик  на   специализированных рабочих местах (при необходимости);
  • организация индивидуальных консультаций по вопросам трудоустройства выпускников с ОВЗ;
  • содействие выпускникам в трудоустройстве на специализированные рабочие места;
  • создание банка данных вакансий для выпускников из числа инвалидов и лиц с ОВЗ (связь с Центром занятости населения).

                     Комплексное сопровождение участников образовательного процесса, обеспечивающих образование студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ:

  • формирование      службы       психолого-педагогического      сопровождения студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ в колледже (при необходимости);
  • дополнительное профессиональное образование педагогических работников в области образования лиц с ОВЗ;
  • создание программ специального обучения педагогов (при возникновении потребности).

 

  1. Организация образовательного процесса и государственной итоговой аттестации студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ в колледже.

 

    • Особенности инклюзивного обучения студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ.
      • обучение ребенка-инвалида, лица с ОВЗ возможно с согласия родителей (законных представителей) при наличии документов, подтверждающих необходимость создания для ребенка особых образовательных условий.
      • Инклюзивное обучение 18-летнего студента из числа инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляется на основе его добровольного согласия.
      • для организации инклюзивного обучения в колледже является:
  • индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА) инвалида (ребенка-инвалида) с рекомендацией об обучении по данной образовательной программе, которая содержит информацию о необходимых специальных условиях обучения, а также сведения относительно рекомендованных условий и видов труда (для инвалида);
  • заключение психолого-медико-педагогической комиссии с рекомендацией об обучении по данной профессии/ специальности, содержащее информацию о необходимых специальных условиях обучения (для лиц с ОВЗ).
      • обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. При совместном обучении инвалидов, лиц с ОВЗ и лиц, без ограничений по здоровью, в одной группе, количество обучающихся инвалидов, лиц с ОВЗ в группе не ограничивается.
      • и обучающиеся с ОВЗ, не нуждающиеся в особых (специальных) образовательных условиях, обучаются в составе учебной группы по соответствующей образовательной программе на общих основаниях.
      • организации инклюзивного обучения студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ в колледже в соответствии с основной образовательной программой разрабатываются адаптированные образовательные программы, индивидуальные учебные планы, а при необходимости - индивидуальные образовательные программы для каждого обучающегося студента-инвалида, лица с ОВЗ.

          Организация прохождения практики обучающимися инвалидами и лицами с ОВЗ с учетом требований их доступности.

Практика является обязательным разделом образовательной программы. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся, в том числе обеспечивающую подготовку и защиту выпускной квалификационной работы.

      • инклюзивном образовании реализуются все виды практик, предусмотренные в соответствующем ФГОС СПО по образовательной программе.
      • инвалидов, лиц с ОВЗ форма проведения практики устанавливается колледжем с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
      • определении мест прохождения учебной и производственных практик необходимо учитывать рекомендации, данные по результатам медико-социальной экспертизы, содержащиеся в индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда.
      • необходимости для прохождения практики инвалидам создаются специальные рабочие места с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с требованиями, утвержденными приказом Министерства труда России от 19 ноября 2013 года №685н.

         Организация и проведение текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся с учетом особенностей нарушений функций организма обучающихся с ОВЗ и инвалидов.

      • осуществления процедур текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся профессиональная образовательная организация создает фонды оценочных средств, адаптированные для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ, позволяющие оценить достижение ими результатов обучения и уровень сформированности всех компетенций, предусмотренных образовательной программой.
      • проведения текущей и государственной итоговой аттестации для обучающихся с ОВЗ и инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа при прохождении аттестации.
  1. Права и обязанности инвалидов, лиц с ОВЗ и педагогов, являющихся участниками образовательного процесса в условиях инклюзивного обучения

         Колледж признает, что все лица равны перед законом и по нему имеют право на равную защиту и равное пользование им без всякой дискриминации.

          В колледже запрещена любая дискриминация по признаку инвалидности и гарантируется равная и эффективная защита от дискриминации на любой почве.

          Колледж принимает все необходимые меры для обеспечения полного осуществления студентами с ОВЗ и инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими.

         Колледж обеспечивает студентам с ОВЗ и инвалидам право свободно выражать свои взгляды по всем затрагивающим их вопросам наравне с другими обучающимися и получать помощь, соответствующую инвалидности и возрасту, в реализации этого права.

          Студенты-инвалиды и лица с ОВЗ имеют право:

        • на свободу выражения мнения и убеждений,
        • получать и распространять информацию наравне с другими, пользуясь по своему выбору всеми формами общения;
        • на услуги в доступных и пригодных для инвалидов форматах;
        • участвовать наравне с другими в культурной жизни колледжа;
        • на признание и поддержку их особой культурной и языковой самобытности, включая жестовые языки и культуру глухих;
        • на равные возможности для отдыха и занятий спортом.

 

          Студенты-инвалиды и лица с ОВЗ после зачисления в ГБПОУ РО «ККПТ» на основании приказа директора обязаны выполнять нормы и требования действующих в колледже локальных актов, в том числе Правил внутреннего распорядка.

Педагогические работники, участвующие в реализации инклюзивного образования, должны быть ознакомлены с психофизическими особенностями обучающихся с ОВЗ и инвалидов (без уточнения диагноза) и учитывать их при организации образовательного процесса.

Педагоги, участвующие в обучении и воспитании инвалидов и лиц с ОВЗ имеют право и должны пройти дополнительное профессиональное образование в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.      

      При исполнении профессиональных обязанностей педагоги, реализующие образовательный процесс в группах с инклюзивным обучением, имеют право самостоятельно выбирать частные методики организации образовательного процесса, дидактический и раздаточный материал, наглядные пособия в соответствии с требованиями, предъявляемыми к содержанию образования.

        • на услуги в доступных и пригодных для инвалидов форматах;
        • участвовать наравне с другими в культурной жизни колледжа;
        • на признание и поддержку их особой культурной и языковой самобытности, включая жестовые языки и культуру глухих;
        • на равные возможности для отдыха и занятий спортом.

 

          Студенты-инвалиды и лица с ОВЗ после зачисления в ГБПОУ РО «ККПТ» на основании приказа директора обязаны выполнять нормы и требования действующих в колледже локальных актов, в том числе Правил внутреннего распорядка.

          Педагогические работники, участвующие в реализации инклюзивного образования, должны быть ознакомлены с психофизическими особенностями обучающихся с ОВЗ и инвалидов (без уточнения диагноза) и учитывать их при организации образовательного процесса.

          Педагоги, участвующие в обучении и воспитании инвалидов и лиц с ОВЗ имеют право и должны пройти дополнительное профессиональное образование в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

При исполнении профессиональных обязанностей педагоги, реализующие образовательный процесс в группах с инклюзивным обучением, имеют право самостоятельно выбирать частные методики организации образовательного процесса, дидактический и раздаточный материал, наглядные пособия в соответствии с требованиями, предъявляемыми к содержанию образовании.