ЭП

Документ подписан электронной подписью
15.04.2022 13:13, Вакулина Галина Юрьевна, Директор колледжа
Ключ электроннй подписи

 

 

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ:

Зам. директора   Директор ГБПОУ РО «ККПТ»

по воспитательной работе ________Г.Ю. Вакулина

________А.О. Феоктистова                    «__»__________20___г.

 

 

Комплексная программа психолого – педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с  ОВЗ, обучающихся в ГБПОУ РО «Красносулинский колледж промышленных технологий»

Пояснительная записка.

Одной из важнейших задач образования в соответствии с ФГОС является обеспечение условий для развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения — детей с ОВЗ и инвалидов.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми инвалидами (далее — дети с ОВЗ) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Этому направлению служит концепция инклюзивности, которая обеспечивает осуществление лозунга «Образование для всех», предъявленного новому тысячелетию передовым человечеством планеты. Это обеспечение права на образование каждого ребенка, независимо от его физических и интеллектуальных способностей.

Изолированность системы специального образования приводит к тому, что ребенок с особыми образовательными потребностями оказывается исключенным из многих социальных связей. Дети лишаются информации, доступной их сверстникам, они не умеют вступать в равноправные отношения с разными людьми. У них нет возможности для освоения разных социальных ролей, способов сотрудничества с разными людьми. В результате этого затрудняется их бесконфликтное включение в социум. Принимая во внимание многообразие социального заказа, который исходит из желания родителей и возможности детей, при отсутствии необходимых видов специальных (коррекционных) образовательных учреждений по месту жительства, решение проблем обучения всех детей должна взять на себя образовательная организация. Такая организация должна быть обращена лицом к ребенку, должна обеспечивать реальные условия его обучения и развития, создать для всех детей единую систему общения, адаптации и социализации.

Поэтому, в соответствии с Федеральным образовательным стандартом второго поколения, разработана программа коррекционной работы, предусматривает создание в образовательном учреждении специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ОВЗ и инвалидов посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Программа для детей с ОВЗ — это комплексная программа, направленная на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с задержкой психического развития и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы профессионального обучения.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы коррекционной работы с обучающимися профессионального образования являются:

 

- Конвенция Генеральной Ассамблеи «О правах инвалидов», принята резолюцией от 13.12.2006 г.;

- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;

- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;

- Межведомственный комплексный план мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов на 2016-2018 годы, утв. Правительством РФ 23.05.2016 № 3467п-П8;

- Распределение субсидий, предоставляемых в 2016 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание в субъектах Российской Федерации базовых профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов, в рамках программы «Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов» государственной программы Российской Федерации «Доступная среда на 2011-2020 годы», утв. Распоряжением Правительства РФ от 28.05.2016 г. №802-р;

-  Распоряжение Правительства РФ от 15.10.2012 г. № 1921-р «О комплексе мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования»;

 

- Федеральный закон от 03.05.2012 года № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»;

- Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ (с изменениями и дополнениями);

- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (с изменениями и дополнениями);

- Федеральный закон от 02.12.2019 № 403-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты РФ»;

- ГОСТ Р 53873-2010 – Реабилитация инвалидов. Услуги по профессиональной реабилитации инвалидов;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 20.01.2014 г. № 22 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий»;

- Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 29.10.2013 г. № 1199 «Об утверждении перечня профессий и специальностей среднего профессионального образования»;

- Порядок приема граждан на обучение по  образовательным программам среднего профессионального образования, утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 23.01.2014 г. № 36;

-Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 18.04.2013 г. № 292;

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 14.06.2013 г. № 464;

- Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 16.08.2013 г. № 968;

- Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 г. № 1309 (с изменениями от 18.08.2016;

- План мероприятий («дорожная карта») Министерства образования и науки РФ по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования,  утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 02.12.2015 г. № 1399;

- Приказ № 1599 – Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- Письмо от 07.06.2013 г. № ИР-535/07 – О коррекционном и инклюзивном образовании детей;

- Письмо от 16.04.2015 г. N 01-50-174/07-1968 – О приеме на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- Письмо от 18.04.2008 г.  N АФ-150/06 – О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами;

- Письмо от 05.03.2010 г. 02-52-3/10-ин – Методические рекомендации по организации и проведению единого государственного экзамена (ЕГЭ) для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- Письмо от 18.03.2014 г. 06-281 – Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса;

-Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утв. приказом Минтруда России от 24.07.2015 г. N 514н;

- Приказ Минтруда России от 04.08.2014 г. N 515 «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности»;

- Прфессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования, утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.09.2015 г.  N 608н;

- Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, письмо Минобрнауки России от 18.03.2014 г. № 06-281;

- Методические рекомендации по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования, утв. Минобрнауки России от 20.04.2015 г. № 06-830вн;

- Методические рекомендации по обеспечению доступности зданий и сооружений образовательных учреждений среднего профессионального образования и образовательных учреждений высшего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- Методические рекомендации – Комплексная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях среднего профессионального образования;

- Постановление Правительства РФ от 30.11.2019 №1570 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие образования»;

- Приказ Министерства России от 21.10.2019 г. № 569, зарегистрирован в Минюсте России 26.11.2019 г.;

- Приказ Минпросвещения России от 20.08.2019 г. № 436 «О создании федеральных учебно-методических объединений в системе среднего профессионального образования»;

- Приказ Минпросвещения России от 13.03. 2019 г. «Об утверждении Типового положения об учебно-методических объединениях в системе среднего профессионального образования»;

- Приказ АНО НАРК от 09.12.2019 № 127/19-пр «ОБ утверждении наименований квалификаций и требований к квалификациям в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения»;

- Об основных гарантиях прав ребенка в РФ (от24.07.1998 г. №124-ФЗ);

- Критерии оценки качества и уровня подготовленности руководящих и педагогических работников образовательных учреждений по предпрофильной подготовке и профессиональной ориентации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

- Программа сформирована для контингента детей-инвалидов и  детей с ОВЗ, обучающихся в учреждении.

Всё больше число таких ребят относят к «группе риска» - проблемным: интеллектуально пассивным, испытывающим трудности в обучении, поведении. Повышенная уязвимость детей из «группы риска» требует большего внимания к индивидуализации образовательного процесса с учетом социальной и психолого-педагогической компенсации трудностей развития и обучения.

Цель программы: обеспечить системный подход к созданию условий для развития детей-инвалидов и детей с ОВЗ и оказание комплексной помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы профессионального образования, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся, их социальной адаптации.

Задачи программы:

  • своевременно выявлять детей-инвалидов и детей с ОВЗ с трудностями адаптации в том числе, обусловленными ЗПР;
  • определять особые образовательные потребности детей-инвалидов и детей  с ОВЗ;
  • определять особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
  • осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям-инвалидам и детям с ОВЗ с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
  • оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей-инвалидов, детей с ОВЗ в том числе обусловленными  ЗПР по психологическим, социальным, правовым и другим вопросам.

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

  • Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
  • Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей-инвалидов и детей с ОВЗ, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

- Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

  • Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
  • Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей-инвалидов и детей с ОВЗ выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей данной категории в группы, занимающиеся по адаптированной образовательной программе.


 

Психолого-педагогические и организационные условия реализации программы:

  • реализация коррекционно-развивающих мероприятий в соответствии с образовательным маршрутом обучающегося;
  • наличие оборудования, учебных пособий, методик, соответствующих типологии отклоняющего развития детей и обеспечивающих адекватную среду жизнедеятельности;
  • учет особенностей развития каждого ребенка;

- предоставление психологических и социальных индивидуальных консультаций;

  • создание условий по охране и укреплению здоровья детей данной категории;
  • формирование мотивационной готовности к обучению;
  • развитие и совершенствование высших психических функций (память, внимание, восприятие, мышление, речь);
  • развитие и совершенствование произвольности, регуляции собственного поведения, умения планировать и выполнять по плану учебные и внеучебные действия;
  • совершенствование и развитие эмоционально-личностной сферы;
  • коррекция детско-родительских отношений;

Кадровое обеспечение программы:

Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение. С целью обеспечения освоения детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья программы среднего профессионального образования, коррекции и развития недостатков их физического и (или) психического развития в штатном расписании ГБПОУ РО «Красносулинский колледж промышленных технологий» имеются: 1 ставка педагога-психолога, 2 ставки социального педагога и 1 ставка воспитателя. Педагогические работники колледжа имеют четкое представление об особенностях психического и (или) физического развития детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса.

К числу основных условий необходимых для повышения эффективности обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с ОВЗ относятся: - введение системы регулярного, углубленного, комплексного и разностороннего изучения детей в процессе различных видов деятельности на занятиях, во внеурочное время, в семье;

  • разработка и реализация педагогических технологий (диагностико-информационных, образовательных, коррекционных, реабилитационных); - расширение перечня педагогических, психотерапевтических, социальных и правовых услуг детям и родителям;
  • развитие системы отношений в направлении педагог-ребенок-родитель-медицинские работники.

Структура и содержание программы:

Пять модулей: концептуальный, диагностико-консультативный, коррекционно-развивающий, социально-педагогический.

Концептуальный модуль раскрывает сущность медико-психолого-педагогического сопровождения, его цели, задачи, содержание и формы соорганизации субъектов сопровождения.

Диагностико-консультативный модуль подразумевает составление программы изучения ребенка различными специалистами (педагогами, психологами, социальными педагогами) и консультативная деятельность.

Коррекционно-развивающиий модуль на основе диагностических данных обеспечивает создание педагогических условий для ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в психическом развитии детей-инвалидов и детей с ОВЗ, способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся.

Социально-педагогический модуль нацелен на повышение уровня профессионального образования педагогов; организацию социально-педагогической помощи детям данной категории и их родителям.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса.

Данная программа позволяет продолжать формировать следующие универсальные учебные действия (УУД):

Регулятивные - обеспечивая умения решать проблемы, возникающие в ходе общения, при выполнении ряда заданий в ограниченное время; извлекать необходимую информацию из текста, реалистично строить свои взаимоотношения со взрослым.

Познавательные – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять; оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости;

Коммуникативные – уметь ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Средствами формирования УУД служат психо-гимнастические упражнения, дискуссионные игры, эмоционально-символические и релаксационные методы.

В основе сопровождения лежит единство четырёх функций: диагностика сущности возникшей проблемы;

информация о сути проблемы и путях её решения;

консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы;

помощь на этапе реализации плана решения.

Основными направлениями работы психологического сопровождения в течение всего периода обучения являются:

  1. Диагностика познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности обучающихся.
  2. Аналитическая работа.
  3. Организационная работа (создание единого информационного поля колледжа, ориентированного на всех участников образовательного процесса — проведение психолого-педагогических совещаний, больших и малых педсоветов, обучающих семинаров, совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями).
  4. Консультативная работа с педагогами, обучающимися и родителями.
  5. Профилактическая работа (реализация программ, направленных на решение проблем межличностного взаимодействия).
  6. Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные и групповые занятия с обучающимися, испытывающими трудности в адаптации).

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка-инвалида и ребенка с  ОВЗ можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.

Важное значение для обеспечения эффективной интеграции детей-инвалидов и детей с ОВЗ в образовательном учреждении имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

В содержание исследования ребенка психологом входит следующее:

  1. Сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей. Важно получить факты жалоб, с которыми обращаются. При этом необходимо учитывать сами проявления, а не квалификацию их родителями, педагогами или самими детьми.
  2. Изучение истории развития ребёнка. Подробный анализ собирает и анализирует врач. Психолог выявляет обстоятельства, которые могли повлиять на развитие ребенка (внутриутробные поражения, родовые травмы, тяжелые заболевания в первые месяцы и годы жизни). Имеют значение наследственность (психические заболевания или некоторые конституциональные черты); семья, среда, в которой живет ребёнок (социально неблагополучная, ранняя депривация). Необходимо знать характер воспитания ребенка (чрезмерная опека, отсутствие внимания к нему и другие).
  3. Непосредственное обследование ребёнка. Беседа с целью уточнения мотивации, запаса представлений об окружающем мире, уровня развития речи.
  4. Выявление и раскрытие причин и характера тех или иных особенностей психического развития детей.
  5. Анализ материалов обследования. Психолог анализирует все полученные о ребенке сведения и данные собственного обследования, выявляются его резервные возможности. В сложных дифференциально-диагностических случаях проводятся повторные обследования.
  6. Выработка рекомендаций по обучению и воспитанию. Составление индивидуальных образовательных маршрутов психолого-педагогического сопровождения.

В каждом конкретном случае определяются ведущие направления в работе с подростком. Для одних детей на первый план выступает ликвидация пробелов в знаниях учебного материала; для других - формирование произвольной деятельности, выработка навыка самоконтроля и т.д.

Эти рекомендации психолог обсуждает с классным руководителем и родителями, осуществляя постоянное взаимодействие. Составляется комплексный план оказания ребенку психолого-педагогической помощи с указанием этапов и методов коррекционной работы. Обращается внимание на предупреждение физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок.

Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка-инвалида и ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную среду, решается на педагогическом совете, исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных представителей). Для детей выстраивается корреционно-развивающая работа, направленная на постепенное увеличение меры самостоятельности, подчинение своей деятельности поставленной цели при организующей, стимулирующей помощи взрослого; переключение обучающихся на практическую деятельность или на другие облегченные задания, подкрепляющие их веру в собственные силы и т.д.

Принцип вариативности и возможности выбора заданий активно используется на протяжении всего курса и позволяет каждому обучающемуся обучаться на максимально посильном для него уровне, соответствующем его способностям, особенностям развития и склонностям, снимает излишнее эмоциональное и интеллектуальное напряжение, способствуют формированию положительных внутренних мотивов обучения.

Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:

  • формирование УУД на всех этапах учебного процесса;

Еще одним условием успешного обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ является организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу, и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков.

Цель коррекционно-развивающих занятий – коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей, занятия составляются по рекомендациям ПМПК.

Занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения:

Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.

Принцип единства диагностики и коррекции реализуется в двух аспектах. Началу коррекционной работы должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития (совместно с психологом).

Реализация коррекционно-развивающей работы требует от педагога постоянного контроля динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка. Такой контроль позволяет вовремя вносить коррективы в коррекционно-развивающую работу.

Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через активизацию деятельности каждого обучающегося, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка.

Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого ребенка. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития.

Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении которых возникают какие-либо препятствия. Их преодоление способствует развитию обучающихся, раскрытию возможностей и способностей. Каждое задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности должен быть доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей.

Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации обучения таким образом, чтобы у обучающихся развивался навык переноса обработки информации, следовательно - механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.

Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.

Во время индивидуальных занятий с обучающимися работает педагог-психолог. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка.

Коррекционная работа по программе направлена на коррекцию всей личности и включает все формы средового, личностного и коллективного воздействия на ребёнка и представлена следующими принципами:

  • развитие высших психических функций с опорой на «зону ближайшего развития»;
  • воздействие через эмоциональную сферу.

Организация общеколледжных мероприятий предполагает возможность участия в них детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья наравне со своими сверстниками. Вне зависимости от степени выраженности нарушений развития детей данной категории, они включаются в проведение воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий вместе с другими детьми.

Психолог в процессе индивидуальных и групповых занятий для коррекции когнитивной сферы, эмоционально-личностного развития ребёнка, регуляции собственных действий использует следующие приёмы: создание положительного эмоционального фона, заслуженное поощрение, организующую помощь, наращивание темпа деятельности на доступном материале, продолжать привитие навыков самоконтроля.

Результатом коррекционной работы является достижение ребёнком-инвалидом и детьми с ОВЗ планируемых результатов освоения образовательной программы.

 

Предложенные в программе упражнения рассчитаны на один год работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ. Данные упражнения способствуют развитию высших психических функций ребёнка. И это очень важно, потому что ребёнок получает возможность нормально и полноценно развиваться, входить в мир человеческих отношений и не чувствовать себя ущербным. Правильно построенная система коррекционных мероприятий позволяет сократить разрыв в развитии познавательной сферы между детьми.

Цель коррекционно-развивающих занятий – коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей средствами изучаемого программного материала, занятия составляются по рекомендациям ПМПК.

Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях:

  • создание условий для развития сохранных функций;
  • формирование положительной мотивации к обучению;
  • повышение уровня общего развития; коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферы;
  • формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;
  • воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.

Форма работы: индивидуальная, занятия будут проходить в кабинете педагога-психолога.

Результатами работы по данной программе ожидается повышение уровня развития высших психических функций у детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Определить результативность проведенной работы поможет сравнительный анализ результатов первой и итоговой диагностики, которая будет проведена после всех предусмотренных программой занятий. Результаты сравнительного анализа помогут сделать вывод о том, была ли достигнута поставленная нами цель и были ли решены поставленные нами задачи, а так же позволит внести необходимые изменения и дополнения в программу, если это будет необходимо.


 

Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

 

Каледарно тематический план.

Содержание программы

Раздел 1. «Вводное занятие» (1 час)

Тема 1.1 «Диагностика эмоционально волевой сферы, личностный характеристик, характера взаимодействия с социумом». Сбор информации об уровне сформированности ЭВС, личностных характеристик и взаимодействия с социумом. Определение актуального уровня когнитивного и личностного развития обучающихся.

Раздел 2. «Качества» (2 часа)

Тема 2.1 «Я как личность». Дать понятие личности. Показать, что каждый человек отличается от другого не только внешними качествами, но, прежде всего своим внутренним содержанием, индивидуальностью в поведении, отношением к людям и себе.

Тема 2.2. «Я один такой на свете». Формирование у обучающихся способов познания себя.

Раздел 3. «Чувства и эмоции» (3 часа)

Тема 3.1 «Мои эмоции». Познакомить с разнообразием человеческих чувств; способствовать развитию положительных эмоций; развитие креативных навыков и навыков работы в группе.

Тема 3.2 «Чувства бывают разные». Подчеркнуть ценность уникальности внутреннего мира каждого человека; развивать навыки отражения и узнавания внешних эмоциональных проявлений; подчеркнуть ответственность человека за свои чувства; содействовать установлению положительного эмоционального фона.

Тема 3.3 «Управление эмоциями». Познакомить обучающихся с понятием «эмоциональная саморегуляция», дать представление о различных методах саморегуляции; развить навыки преодоления негативных эмоциональных состояний.

Тема 3.4 «Я не одинок в этом мире». Анализирование обучающимися своих возможностей, преодолевание трудностей, противостояние непредвиденным жизненным ситуациям; способствование желание работать над собой, постигать себя; воспитывание интереса самому к себе, формирование собственной культуры самопознания, саморазвития и самовоспитания.

 

Раздел 4 «Ценность» (4 часа)

Тема 4.1 «Мои ценности». Осознание целей, дающих человеку смысл жизни, осознание своих целей и стремлений.

Тема 4.2 «Любой внутренний мир ценен и уникален». Осознание ценности понятия «внутренний мир», собственных жизненных ценностей. Развитие адаптивных способностей.

Тема 4.3 «Мир начинается с тебя». Создать условия для осознания участниками группы ценности жизни; формировать умение находить решение жизненных проблем.

Тема 4.4 «Поверь в себя». Познакомить с причинами повышенной и заниженной самооценки.

Раздел 5 «Итоговое исследование обучающихся» (1 час)

Тема 5.1 «Диагностика эмоционально волевой сферы, личностный характеристик, характера взаимодействия с социумом». Отслеживание результатов

Раздел 6 «Итоговое занятие» (1 час)

Тема 6.1 «Мои достижения (создание коллажа желаний). Изготовление коллажа желаний; раскрытие различных сторон человека: предпочтения, способности, мечты и т.д.


 

План психологического сопровождения детей–инвалидов и детей с ОВЗ

Месяц

Содержание работы

Ответственные

Сентябрь

1

Создание банка детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ

Соц. педагоги

 

2

Изучение состояния здоровья, возможностей детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ.

Кл. руководители,

соц. педагоги

 

3

Индивидуальный план работы с каждым обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.

Кл. руководители

педагог-психолог

 

4

Составление программы индивидуального изучения обучающихся, организация обучения на дому (по необходимости).

Зам. директора по ВР

 

5

Индивидуальные и групповые консультации для педагогов, работающих с детьми – инвалидами и обучающимися с ОВЗ.

Педагог-психолог, администрация

 

6

Организация патронажа детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ.

Кл. руководители, соц. педагоги

 

7

Родительский университет для родителей, воспитывающих детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ на тему: «Социальная адаптация детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ среди сверстников».

Педагог-психолог

Октябрь

1

Посещение всех детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ на дому. Составление актов жилищно-бытовых условий.

Соц. педагоги

 

2

Изучение личности обучающихся.

Кл. руководители, соц. педагоги

 

3

Изучение семьи (семейных отношений) детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ.

Кл. руководители, соц. педагоги

 

4

Изучение интересов и способностей обучающихся (детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ)

Педагог-психолог

 

5

Беседа для родителей «Роль семьи в развитии способностей ребенка»

Педагог-психолог

Ноябрь

1

Контроль за организацией питания обучающихся.

Кл. руководители, соц. педагоги

 

2

Индивидуальные консультации для родителей детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ «Как организовать досуговую деятельность детей-инвалидов обучающихся с ОВЗ»

Педагог-психолог

 

3

Организация группы здоровья для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями.

Руководитель физкультуры,

преподаватели физ. воспитания, соц. педагоги

Декабрь

1

Вовлечение детей в общеколледжные и классные мероприятия (по возможности)

Кл. руководители, соц. педагоги

 

2

Изучение микроклимата в групповых коллективах, в которых обучаются дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями.

Педагог-психолог

 

3

Работа с обучающимися основных групп на развитие милосердия и сострадания к инвалидам и людям с ограниченными возможностями.

Кл. руководители, соц. педагоги

Январь

1

Контроль за успеваемостью детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Оказание современной помощи в обучении детей-инвалидов.

Кл. руководители, соц. педагоги

 

2

Мониторинг развития психических функций и учебных достижений обучающихся.

Кл. руководители, педагог-психолог

 

3

Встреча родителей обучающихся (детей-инвалидов обучающихся с ОВЗ) с узкими специалистами.

Соц. педагоги

Февраль

1

Индивидуальная работа с обучающимися, нуждающимися в психологической поддержке.

Педагог-психолог

 

2

Производственное совещание состояния индивидуальной работы с обучающимися в педагогической поддержке.

Кл. руководители, зам. директора по ВР

 

3

Контроль за организации питания обучающихся.

Кл. руководители, соц. педагоги

Март

1

Организация санаторного лечения для нуждающихся детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Соц. педагоги

 

2

Работа по развитию коммуникативных способностей обучающихся детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Педагог-психолог

 

3

Работа с родителями детей-инвалидов и детей с ОВЗ «Как развить коммуникативные способности ребенка»

Педагог-психолог

Апрель

1

Организация выставки работ и поделок детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Соц. педагоги

 

2

Индивидуальная и консультационная работа с родителями детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Педагог-психолог

Май

1

Помощь в организации отдыха и оздоровления детей с ограниченными возможностями.

Кл. руководители, соц. педагоги

 

2

Подведение итогов работы

 


 

Тема

Содержание

Формы работы

Методическое обеспечение

Изучение личности ребенка-инвалида и обучающегося с ОВЗ

Диагностика познавательных процессов, диагностика эмоциональной сферы, диагностика воображения и фантазии

Упражнения на знакомство, адаптацию, на развитие волевой сферы, на внимание, на создание теплого микроклимата, на расслабление

Мяч, музыкальное сопровождение

Адаптация ребенка-инвалида и обучающегося с ОВЗ в социуме

1. Приветствие.

2. Игра «Давай познакомимся»;

3. Игра «Штирлиц»;

4. Игра «Канон»;

5. Игра «Три стихии»;

6. Упражнение на расслабление «Сотвори в себе солнце»;

7. Рефлексия

8. Ритуал прощания

Упражнения на знакомство, адаптацию, на внимание, на создание теплого микроклимата, на расслабление, беседа, обсуждение

Мяч, музыкальное сопровождение, клубок цветной нитки

Адаптация ребенка-инвалида и обучающегося с ОВЗ социуме

1. Приветствие;

2. Упражнение «разбуди дух»;

3. Игра «ты мне нравишься»;

4. Игра «Кто кем будет»;

5. Игра «Будь внимателен»;

6. Упражнение на релаксацию «Волшебный цветок добра»;

7. Рефлексия

8. Ритуал прощания

Упражнения на знакомство, адаптацию, на внимание, на создание теплого микроклимата, на расслабление, беседа, обсуждение

Мяч, музыкальное сопровождение

Адаптация ребенка-инвалида и обучающегося с ОВЗ социуме

1. Приветствие;

2. Упражнение «Расскажи мне о себе»;

3. Упражнение «Театр прикосновений»;

4. Игра «Гротеск»;

5. Упражнение «Тихие и громкие голоса»;

6. Упражнение на релаксацию «Путешествие на облаке»;

7. Рефлексия

8. Ритуал прощания

Упражнения на знакомство, адаптацию, на внимание, на создание теплого микроклимата, на расслабление, беседа, обсуждение

Мяч, музыкальное сопровождение

Адаптация ребенка-инвалида и обучающегося с ОВЗ социуме

1. Приветствие;

2. Упражнение «только вместе»;

3. Игра «Запретное движение»;

4. Игра «Кто есть кто? Что есть что?»;

5. Игра «подмигалы»;

6. Упражнение на релаксацию «У моря»;

7. Рефлексия

8. Ритуал прощания

Упражнения на знакомство, адаптацию, на внимание, на создание теплого микроклимата, на расслабление, беседа, обсуждение

Мяч, музыкальное сопровождение, мелки для рисования или листы газет

Адаптация ребенка-инвалида и обучающегося с ОВЗ социуме

1. Приветствие;

2. Игра «Превращение в животных»;

3. Игра «Кто есть кто? Что есть что?»;

4. Игра «Все вместе»;

5. Упражнение «Тряпичная кукла и солдат»;
6. Упражнение на расслабление «Золотая рыбка»;

7. Рефлексия

8. Ритуал прощания

Упражнения на знакомство, адаптацию, на развитие волевой сферы, на внимание, на создание теплого микроклимата, на расслабление

Мяч, музыкальное сопровождение

Развитие познавательных процессов

1.Приветствие;

2. Занятие «Три слова»
3. Задание «Назови предметы»
4. Задание «Поиск нового»
5. Упражнение: « Четыре стихии»
6. Задание «Поиск нового»
7. Упражнение: «Цветок настроения»
8. Рефлексия

9. Ритуал прощания

Интерактивные игры, беседа, обсуждение, упражнения на расслабление.и развитие внимательности, мышления, памяти

Бумага, кружки из цветной бумаги, клей

Развитие познавательных процессов

1. Приветствие;

2. Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки»;
3. Задание «Домик»;
4. Задание «Разрезные картинки»;
5. Занятие «Поиск противоположных предметов»
6. Задание «Корректурная проба»;
7. Упражнение: «Цветок настроения»;

8. Рефлексия

9. Ритуал прощания

Интерактивные игры, беседа, обсуждение, упражнения на расслабление, на развитие внимательности, мышления, памяти

Бумага, ручка.цветные карандаши.

Развитие познавательных процессов

1. Приветствие;

2. Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки»;
3. Занятие «Поиск аналогов»;
4. Задание «Разрезные картинки»;
5. Занятие «Способы применения предметов»
6. Задание «Корректурная проба»;
7. Упражнение: «Цветок настроения»;

8. Рефлексия

9. Ритуал прощания

Интерактивные игры, беседа, обсуждение, упражнения на расслабление, на развитие внимательности, мышления, памяти

 

Развитие познавательных процессов

1. Приветствие;

2. Занятие «Ситуация»
3. Задание «Треугольники»;
4. Задание «Найди и вычеркни»;
5. Упражнение: «Назови и проверь постукиванием»;
6.Задание «Кто точнее нарисует?»;
7. Упражнение: «Цветок настроения»;

8. Рефлексия;

9. Ритуал прощания

Интерактивные игры, беседа, обсуждение, упражнения на расслабление, на развитие внимательности, мышления, памяти

Музыкальное сопровождение, цветная бумага, клей

Развитие познавательных процессов

1. Приветствие;

2. Упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения»;
3. Задание «Выполни по образцу»;
4. Занятие  «Сокращение»;
5. Задание «Раскрась правильно»;
6. Задание «правый» и «левый»;
7. Игра «Водители»;
8. Упражнение: «Цветок настроения»;

9. Рефлексия;

10. Ритуал прощания

Упражнения на расслабление, на внимательность, на мышление

Музыкальное сопровождение, бланки корректурной пробы, разрезанные картинки, картинки

Развитие познавательных процессов

1. Приветствие;

2. Упражнение мозговой гимнастики «шапка для размышлений»;
3. Задание «Выполни команду»;
4.Задание «Какого цвета»;
5. Задание «Цветные полоски»;
6. Занятие «Количественные отношения»;
7. Задание «Соблюдай правило»;
8. Упражнение: «Цветок настроения»;

9. Рефлексия;

10. Ритуал прощания

Упражнения на расслабление, на внимательность, на мышление

Музыкальное сопровождение, бланки корректурной пробы, разрезанные картинки, картинки

Развитие познавательных процессов

1. Приветствие;

2. Упражнение мозговой гимнастики «шапка для размышлений»;
3. Задание «Выполни команду»;
4.Задание «Какого цвета»;
5. Занятие «Изменение привычных временных связей»;
6. Задание «Раскрась правильно»;
7. Задание «Соблюдай правило»;
8. Упражнение: «Цветок настроения»;

9. Рефлексия;

10. Ритуал прощания

Упражнения на расслабление, на внимательность, на мышление

Бланки «Найди и вычеркни», треугольники из цветной бумаги

Развитие познавательных процессов

1. Приветствие;

2. Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки»;
3. Задание «Найди ошибку»;
4. Занятие «Изменение привычных пространственных связей»;
5. Задание «Копирование точек»;
6. Задание «Геометрические фигуры»;
7. Задание «Конкретизация понятий»;

8. Рефлексия;

9. Ритуал прощания

Упражнения на расслабление, на внимательность, на мышление

Бланки картинок для повторения картинки, раскраски

Развитие познавательных процессов

1. Приветствие;

2. Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия»;
3. Задание «Графический диктант»;
4. Психогимнастика «Ручеек»;
5. Задание «Пять предметов»;
6. Задание «Ежи»;
7. Упражнение: « Четыре стихии»;
8. Занятие «Изменение привычных связей общности»;
9. Упражнение: «Цветок настроения»;

10. Рефлексия;

11. Ритуал прощания
 

Упражнения на расслабление, на внимательность, на мышление

Раскраски, тетрадь для работы, ручка, карандаш

Развитие познавательных процессов

1. Приветствие;

2. Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия»;
3. Задание «Графический диктант»;
4. Психогимнастика «Ручеек»;
5. Задание «Пять предметов»;
6. Занятие «Изменение привычных связей преобразования действий»;
7. Упражнение: « Четыре стихии»;
8. Задание «Телеграфисты»;
9. Упражнение: «Цветок настроения»;

10. Рефлексия;

11. Ритуал прощания
 

Упражнения на расслабление, на внимательность, на мышление

Раскраски, тетрадь для работы, ручка, карандаш

Развитие познавательных процессов

1.Приветствие;

2. Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия»;
3. Занятие «Изменение привычных временных связей»;
4. Задание «Продавец и покупатель»;
5. Упражнение «Будь внимателен!»;
6. Задание «Смысловой ряд»;
7. Задание «2 слова»;
8. Упражнение: «Цветок настроения»;

9. Рефлексия;

10. Ритуал прощания

Упражнения на расслабление, на внимательность, на мышление

Фигуры из цветного картона, предложения с ошибками, бланки с изображением точек,

Развитие познавательных процессов

1.Приветствие;

2. Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия»;
3. Задание «Сосчитай правильно»;
4. Задание «Продавец и покупатель»;
5. Упражнение «Будь внимателен!»;
6. Задание «Смысловой ряд»;
7. Занятие «Изменение привычных пространственных связей»;
8. Упражнение: «Цветок настроения»;

9. Рефлексия;

10. Ритуал прощания

Упражнения на расслабление, на внимательность, на мышление

Тетради в клетку, мелкие предметы, платок, бумага, ручка, цветные карандаши

Развитие познавательных процессов

1. Приветствие;

2. Упражнение: « Четыре стихии»;
3. Занятие «Опечатка»;
4. Задание «Телеграфисты»;
5. Задание «Не пропусти растение»;
6.Задание 4. «Продолжи узор»;
7. Задание «Поиск закономерностей»;
8. Игра «Маленький жук»;
9. Упражнение: «Цветок настроения»;

10. Рефлексия;

11. Ритуал прощания

Упражнения на расслабление, на внимательность, на мышление

Тетради в клетку, мелкие предметы, платок, бумага, ручка, цветные карандаши

Развитие познавательных процессов

1.Приветствие;

2. Упражнение «Мой любимый фрукт;
3. Задание «Запомни свою позу»
4. Задание «Лабиринт»;
5. Упражнение «Пусть всегда будет…»;
6. Задание «Найди одинаковые»;
7. Задание «Запомни сочетание фигур»;
8.
Упражнение «Не собьюсь»;
9. Упражнение: «Цветок настроения»;

10. Рефлексия;

11. Ритуал прощания

Упражнения на расслабление, на внимательность, на мышление

Бланки «лабиринт», тетрадь, ручка, карандаш, геометрические фигуры из картона

Развитие познавательных процессов

1.Приветствие;

2. Упражнение «Наблюдательность»;
3. Задание «Запомни свою позу»
4. Задание «Лабиринт»;
5. Упражнение «Пусть всегда будет…»;
6. Задание «Найди одинаковые»;
7. Задание «Запомни сочетание фигур»;
8.
Упражнение «Муха 1»
9. Упражнение: «Цветок настроения»;

10. Рефлексия;

11. Ритуал прощания

Упражнения на расслабление, на внимательность, на мышление

Бланки «лабиринт», тетрадь, ручка, карандаш, геометрические фигуры из картона

Развитие познавательных процессов

1. Приветствие;

2. Упражнение «Селектор»;
3. Задание «Сделай так же»;
4. Задание «Сосчитай»
5.
Упражнение «Летает – не летает»;
6. Задание «Графический диктант»;
7.Задание «Выполни команду»;
8. Упражнение на дыхание «Листочек падает»;
9. Упражнение: «Цветок настроения»;

10. Рефлексия;

11. Ритуал прощания

Упражнения на расслабление, на внимательность, на мышление

Картинки с узорами, бланки с картинками, ручка, цветные карандаши, бумага

Развитие познавательных процессов

1.Приветствие;

2. «Гимнастика» (мобилизация, готовности к деятельности);
3.
Упражнение «Мой день Рождения»;
4. Задание «Подсчитай правильно»;
5. Задание «Повтори цифры»;
6. Разминка «Покажи чувства руками»;
7.Задание «Найди путь»;
8.
Упражнение «Ладошки»;
9. Упражнение: «Цветок настроения»;

10. Рефлексия;

11. Ритуал прощания

Упражнения на расслабление, на внимательность, на мышление

Бланки с лабиринтом, мяч, бланки с картинками одинаковых картинок

Развитие познавательных процессов

1. Приветствие;

2. Упражнение мозговой гимнастики «Сова»;
3. Задание «Съедобное – несъедобное»;
4. Задание «Корректурная проба»;
5. Задание «Что получилось?»;
6. Задание «Запомни и найди»;
7. Задание «Штриховка»;
8. Упражнение: «Цветок настроения»;

9. Рефлексия;

10. Ритуал прощания

Упражнения на расслабление, на внимательность, на мышление

Бланки с лабиринтом, мяч, бланки с картинками одинаковых картинок

Развитие познавательных процессов

1.Приветствие;

2. Упражнение мозговой гимнастики «Сова»;
3. Задание «Цветная сказка»;
4. Задание «Найди одинаковые»;
5.
Упражнение «Муха»;
6. Упражнение «Красавица и чудовище»;
7. Задание «Стук – стук»;
8. Задание «Знакомая буква»;
9. Упражнение: «Цветок настроения»;

10. Рефлексия;

10. Ритуал прощания

Упражнения на расслабление, на внимательность, на мышление

Тетради в клетку, ручка, цветные карандаши

Развитие познавательных процессов

1.Приветствие;

2. Упражнение «Самый внимательный»;

3. Упражнение «Телефон»;

4. Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое - влажное - мокрое, т.д.); их словесное обозначение;

5. Рефлексия;

10. Ритуал прощания

Упражнения на расслабление, на внимательность, на мышление

Тетрадь в клетку, ручка, цветные карандаши

Эмоциональная сфера (тревожность, агрессия)

1. Приветствие;

2. Занятие «Зачем нужно знать себя?»;

3. Игра «Кто есть кто? Что есть что?»;

4. Игра «Все вместе»;

5. Упражнение «Тряпичная кукла и солдат»;
6. Упражнение на расслабление «Золотая рыбка»;

7. Рефлексия

8. Ритуал прощания

Упражнения на знакомство, адаптацию, на развитие волевой сферы, на внимание, на создание теплого микроклимата, на расслабление

Мяч, музыкальное сопровождение

Эмоциональная сфера (тревожность, агрессия)

1. Приветствие;

2. Игра «Паровозик с именем»;

3. Занятие «Общение в жизни человека.

»;

4. Игра «Поем имя»;

5. Игра «Ветер шепчет имя» «Рисунок имени»;

6. Упражнение «Снежный ком»;

7. Упражнение «Ласковое имя»;

8. Рефлексия

9. Ритуал прощания

Интерактивные игры, беседа, обсуждение, упражнения на расслабление

Мяч, музыкальное сопровождение, одно шерстяное одеяло

Изучение личности ребенка с ОВЗ

1. Приветствие;

2. Игра «Дотронься до...»;

3. Игра «Клубочек»;

4. Упражнение «Тряпичная кукла и солдат»;

5. Игра «Заяц - хваста»;

6. Упражнение «Я люблю»;

7. Игра «Все-некоторые -только я»;

8. Упражнение «Паутинка»;

9. Рисунок «Какой Я»;

10. Рефлексия

11. Ритуал прощания

Интерактивные игры, беседа, обсуждение, упражнения на расслабление

Мяч, музыкальное сопровождение, тематические картинки, пустые коробки из-под обуви.

Эмоциональная сфера (тревожность, агрессия)

1. Приветствие;

2. Игра-упражнение«Сказочные зайцы»;

3. Занятие «Я глазами других»;

4. Игра «Загадай загадку»;

5. Игра «Сказочный поезд»;

6. Игра «Самооценка»;  

7. Игра «Придумай сказку»;

8. Игра «Когда герои были маленькими» 9. Игра «Перевоспитание»;  

11. Игра «Снятие чар»;  

12. Игра «Сказка в помощь»;

13. Игра «Доброе дело»;

14. Рефлексия

15. Ритуал прощания

Интерактивные игры, беседа, обсуждение, упражнения на расслабление

Мяч, музыкальное сопровождение, шарф

Эмоциональная сфера (тревожность, агрессия)

1. Приветствие;

2. Упражнение «Зеркало»;

3. Занятие «Ярмарка достоинств»;

4. Рисунок «Оживи кружочки»;

5. Упражнение «Салют»;

6. Игра «Комната смеха»;

7. Игра «Моя улыбка похожа на …»; 8. Игра «Вспоминалки»;

9. Игра «Разноцветные шары»;

10. Рефлексия

11. Ритуал прощания

Интерактивные игры, беседа, обсуждение, упражнения на расслабление

Клубок, зеркало, музыкальное сопровождение

Эмоциональная сфера (тревожность, агрессия)

1. Приветствие;

2. Упражнение «Зеркало»;

3. Занятие «Ищу друга»;

4. Упражнение «Цирк»;

5. Упражнение «Стоп, кулак!»;

6. Игра «Оживи картинку»;

7. Игра «Не хозяин своих чувств»;

8. Упражнение «Обзывалки – стоп»;

9. Игра «Акулы-рыбки»;

10. Занятие «Барьеры общения»;

11. Упражнение «Прогони злость»;

12. Упражнение «Победитель злости»;

13. Упражнение «Коврик злости»;

14. Упражнение «Мешок с капризками»;

16. Рефлексия

17. Ритуал прощания

Интерактивные игры, беседа, обсуждение, упражнения на расслабление

Картинки, загадки, бумага, ручка, музыкальное сопровождение

Эмоциональная сфера (тревожность, агрессия)

1. Приветствие;

2. Игра «Выбиваем пыль»;

3. Упражнение «Зеркало»;

4. Занятие «Предотвращение конфликтов»;

5. Игра «Я страшилок не боюсь, в кого хочешь – превращусь»;

6. Игра «Темная комната»;

7. Игра «Грустная Темнота»;

8. Упражнение «Победим страх»;

9. Упражнение «Посмеемся над страхами»;

10. Упражнение «Однажды…»;

11. Рисунок «Мой страх»;

12. Рефлексия

13. Ритуал прощания

Интерактивные игры, беседа, обсуждение, упражнения на расслабление

Фотографии родителей

Эмоциональная сфера (тревожность, агрессия)

Диагностика познавательных процессов, диагностика эмоциональной сферы, диагностика воображения и фантазии

Опрос, беседа, тестирование, наблюдение.

Тетради, бланки

Эмоциональная сфера (тревожность, агрессия)

«Мы так похожи»

1. Приветствие;

2. Упражнение «Чем я похож на соседа справа»;

3. Занятие «Уверенное и неуверенное поведение»;

4. Игра «Люблю ― не люблю»;

5. Игра «Превращения»;

6. Упражнение «Разные, но похожие»;

7. Рефлексия

8. Ритуал прощания

Упражнения на расслабление, на внимательность, на мышление

Круги из цветной бумаги, маски животных

Эмоциональная сфера (тревожность, агрессия)

«Мальчики и девочки»

1. Приветствие;

2. Игра «Мальчик или девочка»;

3. Игра «Какие девочки-какие мальчики»; 4. Игра «Девочки и мальчики умеют»;  5. Упражнение «Я люблю»;

6. Упражнение «Я мама (папа)»;

7. Упражнение «Мама делает, папа делает»;

8. Рефлексия

9. Ритуал прощания

Упражнение на расслабление, на снятие тревожности

Бумага, фломастеры, ручка, музыка.

Эмоциональная сфера (тревожность, агрессия)

«Средства общения» (слово, жесты, мимика)

1. Приветствие;

2. Игра «Покажи руками»;

3. Игра «Походки»;

4. Игра «Расскажи стихи руками»;

5. Этюды: «Это я! Это мое!», «Тише!», «До свидания!»;

6. Занятие «Пойми меня»;

7. Упражнение «Пантомима»;

8. Рефлексия

9. Ритуал прощания

Упражнение на расслабление, на снятие тревожности

Бумага, фломастеры, ручка, музыка.

Эмоциональная сфера (тревожность, агрессия)

«Правила общения»

1. Приветствие;

2. Упражнение «Необычное приветствие»;

3. Упражнение «Как вести себя во время разговора»; 4. Этюд «Я слушаю друга»;

5. Игра «Без слов»;

6. Игра «Лишнее слово»;

7. Рефлексия

8. Ритуал прощания

Упражнение на расслабление, на снятие тревожности

Бумага, ручка,

Эмоциональная сфера (тревожность, агрессия)

«Давайте жить дружно»

1. Приветствие;

2. Упражнение «Назови соседа ласково»;

3. Игра «Поезд»;

4. Занятие «Нужна ли агрессия?»;

5. Игра «Вулкан»;

6. Игра «Переход через реку»;

7. Игра «Рисуем вместе»;

8. Рефлексия

9. Ритуал прощания

Упражнение на расслабление, на снятие тревожности

Бумага, ручка, мяч

Эмоциональная сфера (тревожность, агрессия)

«Я умею быть доброжелательным»

1. Приветствие;

2. Игра «Обижаться не могу, ой, смеюсь, кукареку!»;

3. Упражнение «Когда природа плачет»;

4. Упражнение «Стоп, кулак!»

5. Упражнение «Мягкое сердце»;

6. Игра «Мыльные пузыри»;

7. Упражнение «Старенькая бабушка»;

8. Рефлексия

9. Ритуал прощания

Упражнение на расслабление, на снятие тревожности

Мяч, повязка на глаза, музыка.

Эмоциональная сфера (тревожность, агрессия)

Я умею быть доброжелательным

1. Приветствие;

2. Игра «Мама и детеныш»;

3. Упражнение «Доброе слово»;

4. Упражнение «Волшебная лавка»;

5. Упражнение «Незаконченные предложения»;

6. Рефлексия

7. Ритуал прощания

Упражнение на расслабление, на снятие тревожности

 

Эмоциональная сфера (тревожность, агрессия)

Я учусь решать конфликты

1. Приветствие;

2. Игра «Злая Черная Рука»;

3Упражнение  «Рассерженные шарики»;

4. Упражнение «Я -высказывания»;

5. Упражнение «Поднимите руку»;

6. Упражнение «Я хозяин своих чувств»; 7. Упражнение «Обида-стоп»;

8. Упражнение «Простучи обиду на барабане»; 9. Упражнение «Чтоб не обижаться, надо расслабляться»;

10. Упражнение «Поступки»;

11. Рефлексия;

12. Ритуал прощания

психологические игры, арттерапевтические техники

Музыкальный трек, цветные и простые карандаши, листы бумаги,

Эмоциональная сфера (тревожность, агрессия)

Я умею преодолевать трудности

1. Приветствие;

2. Упражнение «Сделай неправильный рисунок из правильного»;    

3. занятие «Что же такое агрессия»;

4. Упражнение «Мысли и настроение»; 5. Упражнение «Даже если, в любом случае…»; 6. Упражнение «Я справился»;

7. Упражнение «Слепой и поводырь»;

8. Упражнение «Противоречия»;

9. Игра «Говорю «да», говорю «Нет»»;

10. Рефлексия;

11. Ритуал прощания

психологические игры, арттерапевтические техники, дыхательная гимнастика

Музыкальное сопровождение, мяч, бумага, цветные карандаши

Эмоциональная сфера (тревожность, агрессия)

Я учусь решать конфликты

1. Приветствие;

2. Игра «Пизанская башня»;

3. Игра «Башни замка»;

4. Упражнение «Возьми себя в руки», «Врасти в землю», «Ты-лев», «Стойкий солдатик»;

5. Упражнение «Поступки»;

6. Рефлексия;

7. Ритуал прощания

психологические игры, арттерапевтические техники

цветные и простые карандаши, листы бумаги, пластилин, цветные карточки с разными рисунками.

Эмоциональная сфера (тревожность, агрессия)

«Я знаю, я умею, я могу!»

1. Приветствие;

2. Игра «Конкурс хвастунов»;

3. Упражнение «Я могу»;

4. Упражнение «Мне в тебе нравится, мне в себе нравится»;

5. Упражнение «выставка»;

6. Игра «Почему он так поступил?»; 7. Игра «Компьютер и художник»;

8. Рефлексия;

9. Ритуал прощания

психологические игры, арттерапевтические техники

Музыкальное сопровождение

Эмоциональная сфера (тревожность, агрессия)

1. Приветствие;

2. Упражнение «Недружеский шарж»»;

3. Упражнение «Мешочек криков»;

4. Упражнение «Рубка дров»;

5. Упражнение «Листок гнева»;

6. Рефлексия;

7. Ритуал прощания

Психологические игры на работу с гневом

Лист бумаги, карандаши, мешочек

Эмоциональная сфера (тревожность, агрессия)

1. Приветствие;

2. Упражнение «Сигналы гнева»;

3. Упражнение «гнев на сцене»;

4. Упражнение «Посчитал до десяти и я решил»;

5. Рефлексия;

6. Ритуал прощания

Психологические игры на обучение самоконтролю

Музыкальное сопровождение

Эмоциональная сфера (тревожность, агрессия)

1. Приветствие;

2. Упражнение «Знатоки чувств»;

3. Упражнение словарик «Страна чувств»;

4. Упражнение «Рассказы по фотографиям»;

5. Упражнение «Чувства на сцене»;

6. Рефлексия;

7. Ритуал прощания

Психологические игры на работу с чувствами

Фотографии, музыкальное сопровождение

Эмоциональная сфера (тревожность, агрессия)

1. Приветствие;

2. Упражнение «Слепой и поводырь»;

3. Упражнение «Словарик добрых слов»;

4. Упражнение «Пойми без слов»;

5. Упражнение «Критикуй не обижая»;

6. Рефлексия;

7. Ритуал прощания

Психологические игры на развитие конструктивных навыков общения

Музыкальное сопровождение

Эмоциональная сфера (тревожность, агрессия)

1. Приветствие;

2. Упражнение «Пилот и диспетчер»;

3. Упражнение «Попросись на ночлег»;

4. Упражнение Портрет агрессивного человека»

5. Рефлексия;

6. Ритуал прощания

Психологические игры на развитие конструктивных навыков общения

Музыкальное сопровождение

Развитие речи и коммуникативных навыков

1. Приветствие;

2. «Новости»

3. Занятие «Общение в жизни человека»

4. Игра «С тобой приятно общаться»

5. Упражнение «Не оступись»

6. Упражнение «Шаги»

7. Игра – оптимизатор: «Комплименты».

8. Рефлексия;

9. Ритуал прощания

психологические игры

набор скороговорок, музыкальное сопровождение

Развитие речи и коммуникативных навыков

1. Приветствие;

2. «Новости»;

3. Коммуникативная игра «Узнай по голосу»;

4. Физкультминутка «Большие пальцы вверх, шепчем все вместе»;

5. Упражнение «Волшебные круги»;

6. Упражнение «Птица, зверь, рыба…»;

7. Занятие «Зачем нужно знать себя?»;

8. Рефлексия;

9. Ритуал прощания

психологические игры, дискуссия

Музыкальное сопровождение

Развитие речи и коммуникативных навыков

1. Приветствие;

2. «Новости»;

3. Игра-энергизатор: «Дружный поезд»;

4. Физкультминутка «Не ошибись»;

5. Упражнение «Только веселые слова»;

6. Упражнение «Сложи рисунок их фигур»;

7. Занятие «Я глазами других»;

8. Рефлексия;

9. Ритуал прощания

психологические игры, арттерапевтические техники

фотографии людей, отражающие их настроение, музыкальное сопровождение

Развитие речи и коммуникативных навыков

1. «Приветствие»;

2. «Новости»;

3. Игра – энергизатор: «Хождение по бумаге»;

4. Упражнение Графический диктант «Волшебный карандаш»;

5. Подвижная игра: «Действуй по инструкции»;

6. Упражнение «Быстро найди»

7. Упражнение « Определи на ощупь»;

8. Игра – оптимизатор: «За что мы любим»;

9. Рефлексия;

10. Ритуал прощания

психологические игры, игры на развитие речи

Музыкальное сопровождение, бумага, тетрадь, ручка, цветной карандаш, карандаш, повязка для глаз

Развитие речи и коммуникативных навыков

1. «Приветствие»;

2. «Новости»;

3. Занятие «Самооценка»;

4. Упражнение Графический диктант «Волшебный карандаш»;

5. Подвижная игра: «Карлики и великаны»;

6. Упражнение «Новое применение»;

7. Упражнение «Разложи правильно»;

8. Игра – оптимизатор: «Птенцы»;

9. Рефлексия;

10. Ритуал прощания

психологические игры, игры на развитие речи

Мяч, музыкальное сопровождение, тетрадь, карандаш

Развитие речи и коммуникативных навыков

1. Приветствие;

2. «Новости»;

3. Игра – энергизатор: «Узнайте друг друга»;

4. Упражнение «Зашифрованное послание или вышивание крестом»;

5. Подвижная игра: «Будь внимателен»;

6. Упражнение «Хорошо-плохо»;

7. Упражнение на восприятие пространства

«Путешествие по странице»;

8. Игра – оптимизатор: «Представь»;

9. Рефлексия;

10. Ритуал прощания

психологические игры, игры на развитие речи

Тетради в клетку, фигуры вырезанные из цветной бумаги, ручка

Развитие речи и коммуникативных навыков

1. Приветствие;

2. «Новости»;

3. Занятие «Мои внутренние друзья и мои внутренние враги»;

4. Упражнение «Зашифрованное послание или вышивание крестом»;

5. Подвижная игра: «Три движения»;

6. Упражнение «Кто больше сочинит»;

7. Упражнение «Фотограф»;

8. Игра – оптимизатор: «Ласковое имя»;

9. Рефлексия;

10. Ритуал прощания

психологические игры, игры на развитие речи

Платок для глаз, тетрадь в клетку

Развитие речи и коммуникативных навыков

1. Приветствие;

2. «Новости»;

3. Игра – энергизатор: «Разведчик»;

4. Упражнение «16 клеток»

5. Подвижная игра: «Пожалуйста»;

6. Упражнение «Определи направление стрелок»;

7. Упражнение «Веселая история»;

8. Игра – оптимизатор: «Хочу быть…»;

9. Рефлексия;

10. Ритуал прощания

психологические игры, игры на развитие речи

Тетрадь, карандаш, цветные карандаши, картинки со стрелками.

Изучение личности ребенка с ОВЗ

Диагностика познавательных процессов, диагностика эмоциональной сферы, диагностика воображения и фантазии

Опрос, беседа, тестирование, наблюдение.

Тетради, бланки

 

Список литературы:

  1. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2005. – 271 с.
  2. Байярд Р. Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей. М.: Просвещение, 1991
  3. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М.: Ось-89. 2003. – 224 с.
  4. Грачева Л.В. Эмоциональный тренинг: искусство властвовать собой. Самоиндукция эмоций, упражнения актерского тренинга, исследования. – Спб.: Речь, 2004. – 120 с.
  5. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – Спб.: Речь, 2004. – 256 с.
  6. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – Спб.: Речь, 2005. – 175 с.
  7. Ромек В. Г. Психотерапия неуверенности в себе // Вопросы ментальной медицины и экологии. Т. 6. № 2. 2000. С. 83-84.
  8. Шевцова И.В. Тренинг личностного роста. – СПб.: Речь, 2003. – 144 с.
  9. Шурухт С.М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности. – СПб.: Речь, 2006. – 112 с.
  10. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 т.- М.,2002.
  11. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990
  12. Березин Ф.Б. Психическая и психофизическая адаптация человека.- Л., 2005.
  13.  Дж.Браун, Д. Кристенсен. Теория и практика семейной психотерапии. Питер. Санкт-Петербург.
  14. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – М.,1995.
  15.  Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. - М ., 1997.
  16.  Завадская Ж.Е. Социальная реабилитация детей-инвалидов.- М., 2010.
  17.  Кон И.С. В поисках себя. – М., 2004.
  18.  Леоньтьев Д.А. Очерки психологии личности. – М., 1993.
  19.  Майрамян Р.Ф. Семья и умственно отсталый ребенок. Москва 1976.. Направления и указания для занятий с детьми и подростками, имеющими тяжелую степень умственной ограниченности. Специальная школа. Бел. АПДИ 1996.
  20.  Мерлин В.С. Очерки теории темперамента. – М,, 2004.
  21.  Ткачева В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология М. 1998.
  22. Щербо И.В. Возможные способы организации и содержание работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения // Дефектология 1994.
  23.  Ястребова Н.В. Если ваш ребенок не такой, как другие. Под редакцией А.М. Панова и др. М. 1997.
  24.  Якобчук М.А. Проблемы родителей детей с синдромом Ушера: некоторые подходы к их решению // Дефектология 2001.