ЭП

Документ подписан электронной подписью
22.04.2022 09:25, Вакулина Галина Юрьевна, Директор колледжа
Ключ электроннй подписи

 

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«Красносулинский колледж промышленных технологий»

 

 

 

 

Рассмотрено

на заседании Совета колледжа

протокол №__

от «___»_________20 _ г.

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель профсоюзного комитета

ГБПОУ РО «ККПТ»

__________________________

«___»______________20_ г.

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБПОУ РО «ККПТ»

 

___________ Г. Ю. Вакулина

 «___» _____________20 _ г.

 

ПОЛОЖЕНИЕ О САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ОБУЧАЩИХСЯ

 

  1. Общие положения
    1. Положение разработано на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ»; Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утверждённым приказом Минобрнауки России от14.06.2013 г. № 464; Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО), Письма МОН РФ от 17.03.2015 г. №06-259»Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований ФГОС и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования», «Приложения к письму Минобразования России от 29.12.2000 г. № 16-52-138ин/16-13 «Рекомендации по планированию и организации самостоятельной работы обучающихся образовательных учреждений среднего профессионального образования».

Положение определяет сущность самостоятельной работы обучающихся, её назначение, планирование, формы организации и виды контроля.

    1. Самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий обучающихся.
    2. Самостоятельная работа обучающихся (СРС) рассматривается как управляемая преподавателем, мастером производственного обучения система организационно-педагогических условий, направленная на освоение практического опыта, умений и знаний в рамках дисциплины, профессионального модуля по профильным специальностям в соответствии с ФГОС СПО без его непосредственного участия.
    3. Для обучающегося самостоятельная работа - способ активного, целенаправленного освоения новых знаний, умений и опыта, овладения навыками самостоятельной деятельности, развития готовности к непрерывному профессиональному образованию и непрерывному саморазвитию, способ, закладывающий основание в становлении профессиональных и общих компетенций, требуемых ФГОС СПО по специальности без непосредственного участия преподавателя.
    4. Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью:
  • систематизации и закрепления практического опыта, умений и знаний, общих и профессиональных компетенций, определенных в качестве основополагающих требованиям ФГОС СПО по учебным дисциплинам и профессиональным модулям;
  • углубления и расширения теоретических знаний;
  • формирования умений использовать различные информационные источники - нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу, интернет-источники;
  • формирование умений использования и применения высоких технологий по своему виду профессиональной деятельности;
  • формирования готовности к поиску, обработке и применению информации для решения профессиональных задач;
  • развития познавательных способностей и активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
  • формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
  • выработки навыков эффективной самостоятельной профессиональной деятельности.
    1. В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы:
  • аудиторная;
  • внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа по учебным дисциплинам, междисциплинарным курсам профессиональных модулей выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя, мастера производственного обучения и по его заданию.

Внеаудиторная самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская работа обучающихся, выполняемая вне занятий по заданию и при управлении преподавателем, мастером производственного обучения, но без его непосредственного участия.

    1. Самостоятельная работа обучающихся в соответствии с ФГОС СПО 3+ должна составлять не менее 50 % времени (очная форма обучения), предусмотренного для выполнения основной профессиональной образовательной программы.
    2. Объем самостоятельной работы обучающихся при очной форме обучения по актуализированным ФГОС и ФГОС по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям составляет не более 30 процентов (для специальностей СПО) и не более 20 процентов (для профессии СПО) от объема, отводимого на учебные циклы соответствующей образовательной программы СПО, в заочной форме обучения - не более 90%.

Время, отводимое на самостоятельную работу обучающегося, не относится к времени, отводимому на работу во взаимодействии с преподавателем, но входит в объем часов образовательной программы учебного плана. Организация самостоятельной работы обучающихся относится к свободе ГБПОУ РО «Красносулинский колледж промышленных технологий» (далее Колледж), а ее конкретизация фиксируется в учебном плане Колледжа.

    1. В рамках выполнения самостоятельной работы обучающийся должен владеть способами предметной деятельности:
  • уметь понимать предложенные преподавателем, мастером производственного обучения цели;
  • формулировать их самостоятельно;
  • моделировать собственную деятельность и программировать ее;
  • уметь оценивать конечные и промежуточные результаты своих действий;
  • корректировать свою деятельность,
  • иметь личностную готовность саморегуляции (высокий уровень самосознания, адекватность самооценки, рефлексивность мышления, самостоятельность, организованность, целенаправленность личности, сформированность волевых качеств).
    1. Формы самостоятельной работы обучающихся определяются содержанием учебной дисциплины, профессионального модуля, степенью подготовленности обучающихся. Они могут быть тесно связаны с теоретическими курсами и иметь учебный, учебно-исследовательский характер.

Формы самостоятельной работы обучающихся определяет преподаватель, мастер производственного обучения при разработке рабочей программы учебной дисциплины, профессионального модуля.

    1. Самостоятельная работа обучающихся включает в себя:
  • подготовку к аудиторным занятиям (лекциям, практическим, семинарским, лабораторным занятиям, интернет-конференциям и т.д.) и выполнение соответствующих заданий;
  • самостоятельную работу над отдельными темами учебных дисциплин, междисциплинарных курсов в соответствии с учебно-тематическими планами;
  • подготовку к практикам и выполнение заданий, предусмотренных практиками;
  • выполнение письменных контрольных и курсовых работ, электронных презентаций;
  • подготовку ко всем видам контрольных испытаний, в том числе курсовым и комплексным зачётам и экзаменам;
  • подготовку к итоговой государственной аттестации, в том числе выполнение выпускной квалификационной работы;
  • работу в студенческих научных обществах, кружках, семинарах и т.п.;
  • участие в научной и научно-методической работе колледжа;
  • участие в научных и научно-практических конференциях, семинарах и т.п.;   .
  • другие виды деятельности, организуемой и осуществляемой колледжем и органами студенческого самоуправления.
    1. Результатом самостоятельной работы обучающихся является подготовка студентами образовательных продуктов нескольких уровней сложности:

первый уровень - составление на основе изученной информации разных видов схем, таблиц, рассказов, тезисов, конспектов, резюме, аннотаций, заданий для закрепления правил, вопросов к диалогу, докладов, рецензий на статьи и работы, сочинений, примеров аналогий (из учебных дисциплин/из жизненного опыта), планов (изучения темы, проверки гипотезы, планов выполнения самостоятельной работы и др.), программ, задач, алгоритмов решения задач, памяток, сформулированных идей и версий, схем связи изученных на занятиях понятий с изученными ранее по дисциплинам, профессиональным модулям, диаграмм, графиков, «перевода» с языка одной дисциплины, междисциплинарного курса (МДК) на язык другой дисциплины, МДК, шкалы для описания объектов и явлений, заключений о причинно-следственных связях и т.д.;

второй уровень - преобразование, интерпретация информации и ее представление в форме конспекта занятия, сценария мероприятия, киносценария, модели (игровой, объектной, математической), модели решения профессиональной ситуации, критериев и/или способов оценки результата, вопросов к проблемно поисковой беседе, интервью, глоссария по теме, карты путешествия по теме, инструкции к работе на основе правил, способа аргументации, условия задач и, переформулированного закона, правила и т.д.);

третий уровень - создание на основе творческого преобразования информации учебно-профессиональных задач (проект, рисунок, видеофильм, символ темы, понятия и др., презентация, рекламные материалы и т.д.) и их решение;

четвёртый уровень - самостоятельно сформулированные обучающимся образовательные продукты, отражающие его точку зрения на определённый вопрос, проблему (гипотеза и способ её проверки, план действий, аксиома, закон, совет/вредный совет, определение, поговорка, пословица, поучение, взгляд на объект (событие) со стороны разных людей (исторических деятелей, специалистов), принцип построения структуры (текста, объекта, государства), принцип функционирования объекта, цель занятия (темы) с учётом его личной значимости, сформулированные вопросы и др.).

    1. Самостоятельная работа, не предусмотренная образовательной программой, учебным планом и учебно-методическими материалами, раскрывающими и конкретизирующими их содержание, осуществляется обучающимся инициативно, с целью реализации собственных учебных и научных интересов.
  1. Планирование самостоятельной работы
    1. Планирование самостоятельной работы обучающихся осуществляется на основе ФГОС СПО 3+ по каждой дисциплине, профессиональному модулю.
    2. Самостоятельная работа по актуализированным ФГОС и ФГОС по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям обязательно планируется по всем учебным циклам за исключением общеобразовательного.

Самостоятельная работа может быть предусмотрена не по всем дисциплинам, не во всех семестрах, выделение самостоятельной работы является обязанностью Колледжа.

    1. Планирование самостоятельной работы обучающихся осуществляется на основе норм времени на выполнение всех видов учебных заданий по дисциплинам, профессиональным модулям (Приложение 2).

Планирование самостоятельной работы осуществляется на основании:

  • учебного плана - в целом по теоретическому обучению, каждому из циклов дисциплин, по междисциплинарным курсам, по отдельным дисциплинам (в случае реализации ФГОС СПО 3+ - по каждой дисциплине и МДК);
  • в рабочих программах учебных дисциплин, профессиональных модулей с распределением содержания работы и объёма времени, определяемого для реализации по разделам или конкретным темам учебного плана, рабочей программы по учебной дисциплине, профессиональному модулю.
    1. Организация самостоятельной работы обучающихся находит отражение в календарно-тематическом плане учебной дисциплины, междисциплинарного курса, журнале учебных занятий.
    2. При разработке рабочих учебных планов Колледжем определяется:
  • общий объём времени, отводимый на самостоятельную работу в целом по теоретическому обучению (как разница между максимальным объёмом времени, отведённым на теоретическое обучение в целом, и объёмами времени, отведёнными на обязательную учебную нагрузку – для учебных планов при реализации ФГОС 3+; как разность между объемом образовательной программы и нагрузкой во взаимодействии с преподавателем – для учебных планов при реализации актуализированных ФГОС и ФГОС по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям);
  • объём времени, отводимый на самостоятельную работу по циклам дисциплин, профессиональным модулям с учетом требований к уровню подготовки обучающихся, сложности и объема изучаемого материала по дисциплинам, входящим в цикл;
  • объём времени, отводимый на самостоятельную работу по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу в зависимости от уровня освоения обучающимися учебного материала, с учетом требований к уровню подготовки обучающихся (иметь представление, знать, владеть умениями).
    1. Планирование объёма времени, отведённого на самостоятельную работу по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу осуществляется преподавателем, мастером производственного обучения.

При разработке рабочей программы по учебной дисциплине, профессиональному модулю при планировании содержания самостоятельной работы преподавателем, мастером производственного обучения устанавливается содержание, объём теоретической учебной информации и практические задания по каждой теме, где предусмотрена самостоятельная работа, определяются формы и методы контроля результатов.

    1. Управление преподавателем, мастером производственного обучения самостоятельной работой обучающихся в рамках учебной дисциплины, междисциплинарных курсов предполагает определение объёма времени, затрачиваемого обучающимися на самостоятельное выполнение конкретного содержания учебного задания.
    2. Предметно-цикловые комиссии на своих заседаниях рассматривают предложения преподавателей по объёму самостоятельной работы по каждой дисциплине, профессиональному модулю, при необходимости вносят коррективы с учётом сложности и объёма изучаемого материала учебной дисциплины, профессионального модуля и устанавливают время самостоятельной работы в пределах общего объёма учебной нагрузки обучающегося, отведённой учебным планом (в случае реализации ФГОС СПО 3+ - максимальной учебной нагрузки обучающегося).

При разработке учебного плана учитываются предложения предметно-цикловых комиссий по объёму внеаудиторной самостоятельной работы, при необходимости вносятся коррективы:

    1. При реализации ФГОС СПО 3+ распределение объёма времени на самостоятельную работу в режиме дня обучающегося не регламентируется расписанием. Объём планового времени на самостоятельную внеаудиторную работу определяется на основе учёта общего лимита времени, не выходящего за рамки 54-часовой учебной недели, включающей аудиторные и внеаудиторные виды учебной работы.
    2. При реализации актуализированных ФГОС и ФГОС по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям распределение объема самостоятельной работы регламентируется расписанием. Объём планового времени на самостоятельную работу определяется на основе объема недельной образовательной нагрузки обучающихся по образовательной программе, который составляет 36 академических часов, и включает все виды работы во взаимодействии с преподавателем и самостоятельную учебную работу.
    3. Видами заданий для самостоятельной работы могут быть:
  • для овладения и углубления знаний:

- чтение текста учебника, первоисточника, дополнительной учебной и научной литературы;

- составление различных видов планов и тезисов по тексту;

- графическое изображение структуры текста;

- конспектирование текста;

- выписки из текста, составление тезауруса, работа со словарями и справочниками;

- ознакомление с нормативными документами;

- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники, интернет-источников и т.д.;

- создание презентации;

  • для закрепления знаний:

- работа с конспектом лекции (обработка текста);

- повторная работа с учебным материалом;

- составление плана и тезисов ответов на вопросы;

- составление различных таблиц, схем;

  • для систематизации учебного материала:

- подготовка ответов на контрольные вопросы;

- аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, контент-анализ и т.д.);

- подготовка сообщения, доклада, реферата, рецензии, обзора литературы и других видов письменных работ;

- самотестирование;

- составление тематического кроссворда;

- создание плаката;

- составление памятки;

  • для формирования практических и профессиональных умений:

- выполнение практических работ;

- выполнение лабораторных работ;

- решение задач и упражнений по образцу;

- решение вариативных задач и упражнений;

- решение ситуативных и профессиональных задач;

- выполнение чертежей, схем;

- выполнение расчетно-графических работ;

- подготовка к деловым играм и проведение их;

- проведение анкетирования и исследования;

- проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности;

- участие в учебно-исследовательской (на младших курсах) и научно-исследовательской (на старших курсах) работе; - выполнение различных видов самостоятельной работы во время учебных и производственных практик, стажировок;

- подготовка курсовых и дипломных работ (проектов);

- экспериментально-конструкторская работа;

- опытно-экспериментальная работа;

- упражнения на тренажёре; рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др.;

  • для контроля результатов: о тестирование;

- контрольные работы;

- защита учебной и производственной практики;

- самоотчёт;

- презентации;

- кейсы;

- защита творческих работ и проектов.

    1. Виды заданий для самостоятельной работы, их содержание и характер должны носить вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику специальности, изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности обучающегося; на младших курсах они ориентированы на репродуктивную деятельность, на старших курсах имеют творческий, исследовательский характер.
    2. При планировании заданий для самостоятельной работы рекомендуется использовать следующие типы самостоятельной работы:
  • воспроизводящий (репродуктивный), предполагающий алгоритмическую деятельность по образцу в аналитической ситуации;
  • реконструктивный, связанный с использованием накопленных знаний и известного способа действия в частично изменённой ситуации;
  • эвристический (частично-поисковый), заключающийся в накоплении нового опыта деятельности и применении его в нестандартной ситуации;
  • творческий, направленный на формирование знаний-трансформаций и способов исследовательской деятельности.
  1. Организация и руководство самостоятельной работой обучающихся
    1. Методика организации самостоятельной работы зависит от структуры, характера и особенностей изучаемой учебной дисциплины, профессионального модуля объёма часов, отведённых на их изучение, вида заданий для самостоятельной работы, индивидуальных качеств обучающихся и условий учебной деятельности.
    2. Процесс организации самостоятельной работы включает в себя следующие этапы:
  • подготовительный - определение целей, составление программы, подготовка методического обеспечения, подготовка оборудования;
  • основной - реализация программы, использование приёмов поиска информации, усвоения, переработки, применения, передачи знаний, фиксирование результатов, самоорганизация процесса работы;
  • заключительный - оценка значимости и анализ результатов, их систематизация, оценка эффективности программы и приёмов работы, выводы о направлениях оптимизации труда.
    1. При организации самостоятельной работы необходимо использовать дифференцированный подход к обучающимся. Перед выполнением обучающимися самостоятельной работы преподаватель, мастер производственного обучения проводит инструктаж по выполнению задания, который включает щель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объём работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель, мастер производственного обучения предупреждает обучающихся о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится преподавателем за счет объёма времени, отведённого на изучение дисциплины, междисциплинарного курса.
    2. Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами обучающихся в зависимости от цели, объёма, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня сформированности умений обучающихся.
    3. В функции предметно-цикловой комиссии входит:
  • подготовка пакета необходимых материалов, в том числе электронных, для самостоятельной работы обучающихся по всем дисциплинам и профессиональном модулям специальностей, входящих в состав предметно-цикловой комиссии;
  • отслеживание обеспеченности учебниками и учебными пособиями, в том числе на электронных носителях, всех учебных дисциплин, междисциплинарных курсов, преподаваемых в Колледже;
  • осуществление контроля соблюдения нормативов при планировании самостоятельной работы обучающихся каждым преподавателем, мастерам производственного обучения Колледжа;
  • подготовка и издание программ учебных курсов, методических указаний для самостоятельной работы обучающихся, электронных учебников и учебных пособий;
  • реализация мониторинга, в том числе виртуального, самостоятельной работы обучающихся по учебным дисциплинам, профессиональным модулям.
    1. В функции преподавателя, мастера производственного обучения входит:
  • планирование самостоятельной работы обучающихся:
  •  определение объёма учебного содержания и количества часов, отводимых на самостоятельную работу обучающихся;
  •  определение системы индивидуальной работы с обучающимися;
  •  своевременное донесение полной информации о самостоятельной работе до обучающихся;
  • формирование содержания самостоятельной работы обучающихся:
  • определение и обоснование необходимого минимума разделов, тем,

 

вопросов, заданий, выносимых на аудиторную и внеаудиторную СРС;

  • определение содержания и объёма теоретической учебной информации и практических заданий, выносимых на СРС, по каждой теме;
  • отбор и предложение методов и форм СРС в соответствии с современными технологиями обучения;
  • определение форм и методов контроля выполнения самостоятельных заданий обучающимися;
  • разработка критериев оценки результатов самостоятельной работы обучающихся с учётом требований к уровню их подготовки, определённых ФГОС СПО;
  • подготовка пакета чётких контрольно-измерительных материалов и определение периодичности контроля (для ФГОС СПО 3+);
  • организация самостоятельной работы обучающихся:
  • определение организационных форм самостоятельной работы обучающихся в соответствии с содержанием учебной дисциплины, междисциплинарного курса, графиком учебного процесса, учебным планом, с учётом особенностей студенческой аудитории, индивидуальных особенностей обучающихся;
  • обеспечение обучающихся информацией, списками специальной литературы и других информационных источников;
  • обеспечение обучающихся графиком выполнения самостоятельной работы (для ФГОС СПО 3+);
  • обеспечение обучающихся графиком консультаций;
  • обеспечение обучающихся методическими разработками и информационно-методическими материалами (рабочей программой дисциплины, методическими указаниями, заданиями для самоконтроля) по темам самостоятельного изучения; о обеспечение обучающихся критериями оценки качества той или иной формы самостоятельной работы;
  • руководство самостоятельной работой обучающихся:
  • консультирование обучающихся по вопросам методики самостоятельной работы, по выполнению конкретных заданий по дисциплине, междисциплинарному курсу, научной организации труда;
  • консультирование обучающихся по целям, средствам, трудоёмкости, срокам выполнения, формам контроля самостоятельной работы;
  • консультирование обучающихся по критериям оценки качества выполняемой самостоятельной работы;
  • проверка выполнения обучающимися самостоятельной работы при реализации актуализированных ФГОС и ФГОС по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям.
    1. Для обеспечения эффективной организации самостоятельной работы обучающихся преподаватели, мастера производственного обучения разрабатывают

средства обучения:

  • дидактические средства - средства, которые могут быть источником самостоятельного приобретения знаний (первоисточники, документы, тексты художественных произведений, учебники и учебные пособия, сборники задач и упражнений, журналы и газеты, учебные фильмы, карты, таблицы);
  • технические средства - средства, при помощи которых предъявляется учебная информация (компьютеры, аудио-, видеотехника);
  • средства, которые используются преподавателем, мастером производственного обучения для руководства самостоятельной деятельностью обучающихся (инструктивно-методические указания, карточки с дифференцированными заданиями для организации индивидуальной и групповой работы, карточки с алгоритмами выполнения задания).

Разработка и применение средств обучения — это та сторона педагогической деятельности, в которой проявляется индивидуальное мастерство, творческий поиск преподавателя, мастера производственного обучения, его умение побудить обучающихся к творчеству.

    1. В процессе самостоятельной работы обучающийся приобретает навыки самоорганизации, самоконтроля, самоуправления, саморефлексии и становится активным самостоятельным субъектом учебной деятельности.

Выполняя самостоятельную работу под контролем преподавателя, мастера производственного обучения обучающийся должен:

  •  освоить минимум содержания, выносимый на самостоятельную работу обучающихся и предложенный преподавателем в соответствии с ФГОС СПО по данной учебной дисциплине, междисциплинарному курсу;
  •  планировать свою самостоятельную работу в соответствии с графиком самостоятельной работы, предложенным преподавателем, мастером производственного обучения – при реализации ФГОС СПО 3+, и в соответствии с расписанием учебных занятий – при реализации актуализированных ФГОС и ФГОС по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям;
  •  осуществлять свою самостоятельную работу в организационных формах, предусмотренных учебным планом и рабочей программой по данной учебной дисциплине, междисциплинарному курсу;
  •  выполнять самостоятельную работу и отчитываться по её результатам в соответствии с графиком представления результатов, видами и сроками отчётности по самостоятельной работе обучающихся – при реализации ФГОС 3+. При реализации актуализированных ФГОС и ФГОС по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям проверка результатов выполнения обучающимися самостоятельной работы производится в процессе ее выполнения на каждом отведённом занятии;
  • обучающейся может:
  •  сверх предложенного преподавателем, мастером производственного обучения (при обосновании и согласовании с ним) минимума обязательного содержания, определяемого ФГОС СПО по данной учебной дисциплине, междисциплинарному курсу самостоятельно определить уровень (глубину) проработки содержания материала;
  •  предлагать дополнительные темы и вопросы для самостоятельной проработки;
  •  в рамках общего графика (расписания) выполнения самостоятельной работы предлагать обоснованный индивидуальный график выполнения и отчётности по результатам самостоятельной работы;
  •  предлагать свои варианты организационных форм самостоятельной работы;
  •  использовать для самостоятельной работы методические пособия, учебные пособия, разработки сверх предложенного преподавателем, мастером производственного обучения перечня;
  •  использовать не только контроль, но и самоконтроль результатов самостоятельной работы в соответствии с методами самоконтроля, предложенными преподавателем, мастером производственного обучения или выбранными самостоятельно.
    1. Технология организации СРС включает использование информационных и материально-технических ресурсов Колледжа:
  • библиотеку с читальным залом, укомплектованную в соответствии с соответствующими нормами;
  • учебно-методическую базу учебных кабинетов, лабораторий;
  • учебные аудитории для проведения самостоятельной работы. Помещения для самостоятельной работы обучающихся оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду образовательной Колледжа (в соответствии с требованиями актуализированных ФГОС и ФГОС по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям);
  • учебную и учебно-методическую литературу, разработанную с учётом увеличения доли самостоятельной работы обучающихся;
  • иные материалы и ресурсы.
    1. Для организации и реализации самостоятельной работы обучающихся в образовательном процессе в качестве целостной системы, пронизывающей все этапы обучения обучающихся, составляются графики СРС (Приложение 1).
    2. Руководство разработкой и составлением графиков СРС осуществляется председателями предметно-цикловых комиссий.
    3. Графики СРС утверждаются заместителем директора по учебной работе.
  1. Контроль выполнения самостоятельной работы
    1. Психолого-педагогическая сущность контроля (мониторинга) самостоятельной работы обучающихся выражается в организации и корректировке учебной деятельности обучающихся, в помощи при возникающих затруднениях.
    2. Контроль самостоятельной предусматривает:
  • соотнесение содержания контроля с целями обучения;
  • объективность контроля;
  • валидность контроля (соответствие предъявляемых заданий тому, что предполагается проверить);
  • дифференциацию контрольно-измерительных материалов.
    1. Преподаватель, мастер производственного обучения осуществляет контроль текущей самостоятельной работы.
    2. Контроль результатов внеаудиторной СРС осуществляется в пределах времени, указанного в учебных планах на аудиторные учебные занятия по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу и самостоятельную работу обучающихся, или в специально отведённое время (при реализации ФГОС СПО 3+).
    3. Контроль результатов самостоятельной работы обучающихся осуществляется в письменной, устной или смешанной форме, с представлением результата деятельности.
    4. Контроль результатов СРС может проводиться одновременно с текущим и промежуточным контролем знаний обучающихся по соответствующей учебной дисциплине, междисциплинарному курсу (при реализации ФГОС СПО 3+).
    5. Результаты контроля СРС должны учитываться при осуществлении модульно-рейтингового и итогового контроля по учебной дисциплине, профессиональному модулю.
    6. Формы контроля самостоятельной выбираются преподавателем, мастером производственного обучения по блокам (разделам) изучаемой учебной дисциплины, профессионального модуля:
  • текущий контроль усвоения знаний на основе оценки устного ответа на вопрос, сообщения, доклада и т.п. (на практических занятиях);
  • решение ситуационных задач по практико-ориентированным дисциплинам;
  • конспект, выполненный по теме, изучаемой самостоятельно;
  • представленный текст контрольной работы;
  • отчёт, дневник наблюдений, протоколы диагностических процедур;
  • тестирование, выполнение письменной контрольной работы по изучаемой теме;
  • отчёт об учебно-исследовательской работе (её этапе, части работы);
  • статья, тезисы выступления и другие публикации в научном, научно-популярном, учебном издании по итогам самостоятельной учебной и учебно-исследовательской работы, опубликованные по решению администрации колледжа;
  • оформление портфолио;
  • представление изделия или продукта творческой деятельности обучающегося.
    1. В качестве методов контроля внеаудиторной СРС могут быть использованы семинарские занятия, зачёты, тестирование, самоотчёты, практические, лабораторные и контрольные работы, защита творческих работ, собеседования, электронные презентации, кейсы, интернет-конференции, обмен информационными файлами.
    2. Критериями оценки результатов самостоятельной работы обучающегося являются:
  • уровень усвоения обучающимся учебного материала на уровне учебных компетенций;
  • умения обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
  • сформированность общеучебных умений и способов деятельности;
  • умения обучающегося активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
  • умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное, способность критического отношения к информации;
  • владение новыми технологиями, понимание их применения, знание их сильных и слабых сторон;
  • творческий подход к выполнению самостоятельной работы;
  • умение чётко сформулировать проблему, предложить её решение, критически оценить решение и его последствия;
  • определение алгоритма выполнения самостоятельной работы;
  • умение сформулировать свою позицию, оценить и аргументировать её;
  • сформированность аналитических, прогностических, рефлексивных умений;
  • умение показать, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;
  • владение устным и письменным общением;
  • обоснованность и четкость изложения ответа;
  • оформление материала в соответствии с предложенными преподавателем требованиями;
  • уровень ответственности за свое обучение и самоорганизацию самостоятельной познавательной деятельности.

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по учебной работе

________С. А. Малофеева

«____» _____  20____ г.

ГРАФИК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТИ ______________________

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ _____________________________________________________________________________________________________

 

группа

Кол-во часов СР

Количество недель в семестре

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель _____________________ /Ф.И.О./

 

Используемые обозначения СР:

ТЛМ        текущая работа с лекционным материалом (проработка конспекта лекций и 

учебной литературы);

ДИ          дополнительная информация (поиск, подбор и обзор литературы и электронных источников информации по проблеме курса урока);

ИЗ           индивидуальное задание;

СИ           самостоятельное изучение материала;

ДЗ             домашнее задание репродуктивного характера (решение задач, выполнение упражнений, перевод текста и т.п.);

П               подготовка к практическим занятиям;

С               подготовка к семинарским занятиям;

К               подготовка к контрольной работе;

3               подготовка к зачёту;

Э               подготовка к экзамену;

Реф          написание реферата по заданной проблеме;

СЗ             задания реконструктивного характера на обобщение и систематизацию знаний: составление таблиц, опорных схем, применение знаний в новых условиях, моделирование,          решение профессиональных ситуаций;

УИ          выполнение учебно-исследовательской работы;

Обозначения для проверки СР:

- 1           сдача выполненного задания на проверку преподавателю;

- 2           проверка преподавателем в ходе занятия;

- 3           устный или письменный опрос (на уроке, семинаре, зачёте, экзамене);

- 4           защита отчёта на занятии;

- 5           тестирование;

- 6           взаимопроверка;

- 7           проверка выполненного задания (задач, упражнений и т.п.) преподавателем;

- 8           доклад по самостоятельно изученной теме (возможен коллективный);

- 9           оформление аннотированного каталога/аннотаций/рецензий (по дополнительным источникам информации);

- 10         презентация выполненного проекта (индивидуального или группового);

- 11         вопрос включен в зачёт, экзамен, семинар (коллоквиум), контрольную работу;

- 12         сдача нормативов (иностранный язык, физическая культура);

- 13         рейтинговая система оценки качества учебной работы обучающихся

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Нормы времени на выполнение обучающимися самостоятельной работы

 

Вид самостоятельной работы

Единица измерения

Норма времени, час

Выполнение расчетно-графических (расчетных) заданий

1 задание

3

Выполнение чертежей, схем, таблиц

1 работа

2

Проработка конспекта лекций

1 час лекции

1

Проработка учебников, учебных пособий и обязательной литературы

- материал излагается в лекциях

- материал не излагается в лекциях

 

 

1 п.л.

1 п.л.

 

 

1

1,5 - 2

Изучение первоисточников по дисциплинам цикла ОГСЭ

- с составлением плана

- с составлением конспекта

 

1 п.л.

1 п.л.

 

1

1,5 - 2

Разучивание стихов

1 стих.

1 - 1,5

Подготовка сочинения по теме

1 соч.

1,5

Резюме текста по иностранному языку

1 резюме

1

Составление тематического словаря

1 словарь

1

Написание реферата, подготовка презентации

1 реферат, презентация

6 - 8

Подготовка

- к семинарским занятиям;

- к выполнению лабораторной работы, оформлению отчета;

- к контрольной работе

 

1 занятие

2-х часовая работа

1 работа

 

2 - 2,5

1

2 - 3

Перевод текста с иностранного языка

1000 знаков

1

Выполнение творческих домашних заданий

1 задание

2

Подготовка к деловой игре

 

4

Индивидуальная самостоятельная работа в виде выполнения упражнений, решения ситуаций, задач

к уроку

1

Разработка проектов

1 проект

8

Проведение мини-исследований в рамках научно-исследовательской работы

 

8

Подготовка эссе

1 эссе

2

Поиск в Интернете и оформление заданной информации в рамках изучаемой дисциплины

1 задание

2 - 3

Решение тестовых заданий

20 заданий

1

Работа со справочниками и нормативными документами

1 п. л.

8-10 часов

Составление плана ответа на специально подготовленные вопросы

1 п. л.

1-2 часа

Работа с электронными тренажерами

1 задание

2

Самодиагностика

 

1

Подготовка дневника и отчета по практике

 

4 - 6

Курсовое проектирование

 

кол-во часов по учебному плану, отведенному на КП

 

 

 

 

Примечание: 1 п.л. соответствует в среднем 16 страницам учебника (учебного пособия) обычного формата

 

 

 ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

 

Примерный характер оценок предполагает, что при их использовании следует учитывать цели контроля успеваемости, индивидуальные особенности школьников, содержание и характер труда.

Нормы оценок теоретических знаний

При устном ответе обучающийся должен использовать «технический язык», правильно применять и произносить термины.

«5» ставится, если обучающийся:

- полностью усвоил учебный материал;

- умеет изложить его своими словами;

- самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;

- правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя.

«4» ставится, если обучающийся:

- в основном усвоил учебный материал;

- допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;

- подтверждает ответ конкретными примерами;

- правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя.

«3» ставится, если обучающийся:

- не усвоил существенную часть учебного материала;

- допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;

- затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;

- слабо отвечает на дополнительные вопросы.

«2» ставится, если обучающийся:

- полностью не усвоил учебный материал;

- не может изложить его своими словами;

- не может подтвердить ответ конкретными примерами;

- не отвечает на большую часть дополнительных вопросов преподавателя.

 

 

Нормы оценок выполнения обучаемыми практических работ

Преподаватель выставляет обучающимся отметки за выполнение практической работы, учитывая результаты наблюдения за процессом труда обучающихся, качество изготовленного изделия (детали) и затраты рабочего времени.

«5» ставится, если обучающийся:

- тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;

- правильно выполнил приемы труда, самостоятельно и творчески выполнил работу;

- изделие изготовил с учетом установленных требований;

- полностью соблюдал правила техники безопасности.

«4» ставится, если:

- допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;

- в основном правильно выполняются приемы труда;

- работа выполнялась самостоятельно;

- норма времени выполнена или недовыполнена 10-15 %;

- изделие изготовлено с незначительными отклонениями;

- полностью соблюдались правила техники безопасности.

«3» ставится, если:

- имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места;

- отдельные приемы труда выполнялись неправильно;

- самостоятельность в работе была низкой;

- норма времени недовыполнена на 15-20 %;

- изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;

- не полностью соблюдались правила техники безопасности.

«2» ставится, если обучающимся:

- не планировался труд, неправильно организованно рабочее место;

- неправильно выполнялись многие приемы труда;

- самостоятельность в работе почти отсутствовала;

- норма времени недовыполнена на 20-30 %;

- изделие изготовлено со значительными нарушениями требований;

- не соблюдались многие правила техники безопасности.

Нормы оценок выполнения обучающихся

графических заданий и лабораторных работ

«5» ставится, если обучающийся:

- творчески планируется выполнение работы;

- самостоятельно и полностью использует знания программного материала;

- правильно и аккуратно выполняет задание;

- умело использует справочную литература, наглядные пособия, приборы и другие средства.

«4» ставится, если обучающимся:

- правильно планируется выполнение работы;

- самостоятельно используется знания программного материала;

- в основном правильно и аккуратно выполняется задание;

- используется справочная литература, наглядные пособия, приборы и другие средства.

«3» ставится, если обучающийся:

- допускает ошибки при планировании выполнения работы;

- не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;

- допускает ошибки и неаккуратно выполняют задание;

- затрудняется самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.

«2» ставится, если обучающийся:

- не может правильно спланировать выполнение работы;

- не может использовать знания программного материала;

- допускает грубые ошибки и неаккуратно выполняют задание;

- не может самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.